Молодая Гвардия
 

Глава 2
В ПОИСКАХ «СИНТЕТИЧЕСКОГО СТИЛЯ». «ПОСЛЕДНИЙ ИЗ УДЭГЕ»


Таким вопросом для Фадеева в 30-е годы было многообразие стилей социалистического реализма при единстве его метода. В эти годы и в творчестве Фадеева на-мечается поворот относительно периода 20-х годов. Безоговорочного приверженца реалистической формы («Разгром»), последователя манеры Толстого с ее детализацией, бытовой достоверностью, «диалектикой души» Фадеева в эти годы привлекает особая форма в искусстве — синтетическая.

Размышляя над двумя, отличными друг от друга художественными манерами — реалистической и условной, Фадеев продолжает: «но есть еще третья линия, которая в советском искусстве только-только начинает осуществляться, намечаются только еще слабые ростки ее, но которая (конечно, в ином виде) характеризовала творчество крупных гениев старой дворянской и буржуазной литературы. Это — форма, я бы сказал, синтетического, монументального реализма.

К таким относится, например, произведение Гете «Фауст». Это произведение лишено бытовых подробностей, и в то же время в нем нет оскопления жизни, потому что в этом произведении идея выступает во плоти и крови, это произведение очень конденсированное. Таким же монументально-синтетическим по форме был Шекспир... Эта форма наибольшее воплощение нашла в музыке. Нам необходимы сейчас произведения, которые бы всю нашу борьбу с ее радостями и горестями передали бы так монументально и цельно, как, скажем, симфонии Бетховена».

Замысел «Последнего из удэге» — через судьбы людей в гражданской войне дать историю общества как бы в разрезе, от первобытных форм до высшей стадии,— получая свое конкретное воплощение, все более направляет писателя на мысль о необходимости поисков новой формы, формы, как сам Фадеев называл, не «жизнепо-добной», «на бытовой основе», «близкой классическим реалистическим романам», а синтетической, позволявшей бы выразить философскую глубину замысла, которая в той или иной степени, в том или ином виде наличествовала во всех великих произведениях искусства, но наиболее полно была осуществлена искусством Возрождения: «...прообразом такого искусства является искусство эпохи Возрождения — особенно скульптура и живопись, где большое содержание дано монументально, целостно» Что это за форма? Каковы ее признаки? Сам Фадеев в те годы еще не имеет достаточно ясного представления об этом. Он определяет ее скорее негативно, чем позитивно («лишена бытовых подробностей», но и «нет оскопления жизни»), т. е. не условная, и не «жизнеподобная», а — синтетическая. Синтетическую форму Фадеев видит в произведениях художников, не похожих друг на друга, к тому же художников разных эпох и направлений, таких как Шекспир, Гете, Бальзак, Свифт, Сервантес, Пушкин и другие. С интересом вглядываясь в творчество современников, Фадеев пытается обнаружить у них те же устремления — осознанные или неосознанные — к синтетической форме. Так, в Маяковском Фадеев замечает сначала чисто условные моменты, его манеру он определяет как условную; а затем неожиданно для самого себя открывает вдруг, что и «Маяковский... искал синтетическую форму».


<< Назад Вперёд >>