Молодая Гвардия
 

Глава 2
В ПОИСКАХ «СИНТЕТИЧЕСКОГО СТИЛЯ». «ПОСЛЕДНИЙ ИЗ УДЭГЕ»


Итак, чем дальше углубляется Фадеев в характер того или иного героя, тем завершеннее предстает этот герой в своих особенных качествах. Законченность данного об-раза воплощается в особенный стиль, несовместимый с другими образами.

Сам процесс написания «Последнего из удэге», как это видно по черновикам, представляет собой как бы последовательную работу над отдельными образами, где характеристика каждого тяготеет к большей или меньшей завершенности, и, с другой стороны, борьбу с этой завершенностью. Так, начальные главы первой части романа писались как история характера преимущественно Сергея; вторая половина глав этой же части была посвящена Сарлу и линии удэге; вторая часть — Лене; третья— Петру Суркову и Алеше Маленькому, пятая — Масенде. И каждая из них уже с самого начала содержала в зародыше то зерно стиля, которому суждено было потом развернуться в особый стиль.

Фадеев не всегда осознавал всю совокупность причин сложности работы над романом. Он был склонен объяснять их «недостаточным писательским опытом», «невладением композицией большого романа» и т. п. И потому старался иногда чисто механическими средствами— изменением структуры, перекомпоновкой глав — добиться цельности, слитности кусков, «синтетического стиля» романа. Это хорошо видно по его черновикам.

Первое, что бросается в глаза при простом перелистывании рукописей романа,— это склонность писателя к бесконечной «перемене мест». Переносятся целые части (главы о прошлом Лены Костенецкой, образующие первоначально самостоятельную вторую часть, выносятся в первую, разрубая ее; а главы первой части примерно с середины соответственно перемещаются во вторую); отдельные куски кочуют из главы в главу, пока не найдут своего места (таковы: мотив «тщеславия» Мартемьянова, упоминание о письме Костенецкого к сыну, раздумья Сережи над жизненными противоречиями и многие другие); некоторые главы исчезают в своем самостоятельном качестве: часть материала сокращается, а остальная разносится по другим местам произведения. Так, одна из начальных глав третьей части романа была посвящена прошлому Петра Суркова (тяжелое детство, смерть отца, работа на заводе, знакомство с Алешей Маленьким, совместная деятельность в подпольном революционном кружке). Эта глава объясняла, почему в районы восстания для ликвидации разногласий внутри партизанского командования, возглавлявшегося Петром Сурковым, и подпольным облкомом был послан Алеша Маленький, связанный с Петром Сурковым «годами совместной работы и дружбы». Часть материала данной главы Фадеев снимает, остальной сокращает и вводит в Десятую и одиннадцатую главы третьей части.


<< Назад Вперёд >>