Молодая Гвардия
 

Глава 2
В ПОИСКАХ «СИНТЕТИЧЕСКОГО СТИЛЯ». «ПОСЛЕДНИЙ ИЗ УДЭГЕ»


Критика последнего времени, опровергая это мнение, аргументирует свой взгляд ссылками на то, что подобный всеобъемлющий замысел был для Фадеева случайным, что скоро он отказался от абстрактного подхода и сосредоточился на исторических событиях гражданской, войны на Дальнем Востоке, все более углубляя историческую линию в романе и намереваясь ввести в него ряд подлинных исторических фигур (например, Сергея Лазо).

М. В. Колядич писал: «Нам представляется неверным утверждение критиков и исследователей о том, что А. Фадеев, развертывая работу над романом «Последний из удэге», поставил якобы перед собой умозрительную задачу — на примере художественного произведения проиллюстрировать проблематику книги Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Такого рода утверждения, по мнению критика, не что иное, как домыслы людей, «пытавшихся в свое время опорочить роман А. Фадеева «Последний из удэге».

Однако, как нам представляется, и утверждения первых, и аргументация вторых не совсем основательны.

Как уже подчеркивалось выше, фадеевское понимание диалектико-материалистического художественного метода было весьма близко современному пониманию социалистического реализма. Марксистская историческая концепция развития человеческого общества, развитая Энгельсом в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства», отнюдь не была для Фадеева абстрактной философской идеей, которую он будто бы задумал оформить художественно. Она явилась мощным толчком для осознания и выражения художественного замысла писателя, который возникал и складывался в результате пристальных жизненных наблюдений над реальными событиями, размышлений над судьбами человечества в историческом движении общества.

Когда же усматривают в дальнейшей работе Фадеева над «Последним из удэге» отказ якобы от первоначального замысла, то на деле смешивают два явления, точнее, одно явление принимают за другое, а именно: изменение структуры романа трактуют как изменение его замысла. Первоначально Фадеев намеревался воспроизвести в своем романе, насколько можно судить по первым черновым вариантам 1924—1925 годов («Смерть Ченьювая», «Последний из тазов») и высказываниям самого автора, например, в «Предисловии», основные этапы развития общества: удэге, первобытный коммунизм; эпоха капитализма, ее представители; борьба за новый общественный строй, социализм. Но в ходе дальнейшей ра-боты над произведением сам замысел, все более выкристаллизовываясь и очерчиваясь, заставляет писателя изменить структуру романа. Гражданская война на Дальнем Востоке становится той канвой, на которой сходятся, пересекаются, скрещиваются судьбы героев разных классов, разных общественно-экономических формаций; той основой, которая вбирает в себя и линию удэге,— людей, находящихся на стадии первобытного, но уже разлагающегося коммунизма,— и судьбы героев разных классов, взращенных одной формацией — капиталистической. Эта основа обрастает экскурсами в прошлое и в будущее, и все вместе пронизывается единой авторской концепцией.


<< Назад Вперёд >>