Молодая Гвардия
 

Глава 2
В ПОИСКАХ «СИНТЕТИЧЕСКОГО СТИЛЯ». «ПОСЛЕДНИЙ ИЗ УДЭГЕ»


К роману «Последний из удэге» Фадеев обращается снова после завершения «Молодой гвардии» в 1947 и 1948 годах. Он набрасывает планы последних двух частей, пятой и шестой, развивает отдельные линии (см. А. Фадеев. Собр. соч., т. 5, стр. 202—207). Но работа над «Последним из удэге» снова прерывается: Фадеев пишет второй вариант «Молодой гвардии» и начинает новый роман — «Черная металлургия».

В 1957 году «Последний из удэге» был издан «Советским писателем» (четыре части романа вместе с первыми главами пятой незаконченной части).

Роман «Последний из удэге» вошел в Собрание сочинений Фадеева в пяти томах (т. 1, 1959). Таковы основные вехи истории публикации романа «Последний из Удэге».

А теперь вернемся к прерванной нами основной теме.

О своем замысле Фадеев сообщал читателям в 1930 году: «Тема романа зародилась под большим влиянием книги Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Известны те восторженные и мужественные строки, которые посвятил Энгельс изображению древнего родового быта: «И какой чудный уклад — этот родовой быт, несмотря на всю его несложность и простоту! Нет ни солдат, ни жандармов, ни полицейских, нет дворянства, царей, наместников, губернаторов, нет ни судей, ни темниц, ни процессов, а все идет своим чередом... Дела решают в них заинтересованные и в большинстве случаев на основании тысячелетних обычаев. Бедных и нуждающихся нет: коммунистическое хозяйство и род исполняют свою обязанность относительно старых, больных и изувеченных на войне. Все равны и свободны, не исключая женщин. Для рабства нет еще почвы, нет порабощенных племен... И каких мужчин и женщин воспитывает такое общество! Белые, имевшие случай войти в сношение с еще не развращенными индейцами, восхищаются личным достоинством, правдивостью, силой характера и мужеством этих варваров. Таковы были люди и человеческое общество до разделения на классы. И, сравнив их положение с огромным большинством цивилизованных людей, найдем большую разницу между теперешним городским и сельским пролетарием и древним свободным членом рода, и не в пользу первого».

Известна далее та критика, которой Энгельс вслед за Марксом подверг родовой быт, впервые научно доказав всю закономерность и неизбежность исчезновения родового строя, замены его новым периодом общественной жизни, цивилизацией, и разоблачив и высмеяв все и всяческие мелкобуржуазные иллюзии о возможности возвращения че-ловечества к этому первобытному состоянию на прежней основе.

«Необходимое условие процветания родового быта, — малоразвитое производство и, вследствие этого, редкое население на большом пространстве и полное подчинение человека окружающей его, но чуждой ему, неразумной внешней природе, что отражается на его дет-ских религиозных представлениях. Человек того времени не возвысился над понятием племени; племя (колено), род и их уклад были для него неприкосновенной святыней, установленной природой, высшей властью; этой власти каждый безусловно подчинялся в своих чувствах, мыслях, действиях. Люди этой эпохи, при всей своей величественной простоте, совершенно походили один на другого; они еще не отделились, как говорит Маркс, от пуповины первобытной общины. Для дальнейшего развития надлежало сперва разрушить этот первобытный коммунизм,— и он был разрушен».


<< Назад Вперёд >>