Глава 1
ФАДЕЕВ И РАПП. «РАЗГРОМ»
|
Глубокими ошибками, поведшими к серьезным последствиям, была ознаменована деятельность РАПП в последние годы ее существования. И главная из них — неумение понять новый этап литературного движения (конец 20-х — начало 30-х годов), отрыв от общего литературного движения и превращение в секту. «...Выходило, что лозунги выбрасывались не для того, чтобы как можно лучше и как можно большему числу советских писателей помочь на правильном пути их перестройки... а для того, чтобы как можно большее число советских писателей объявить классовыми врагами и тем показать свою «революционность». Корнем же такой практики был тот фактический «пролеткультизм», перед опасностью которого вплотную стала РАПП». В записную книжку от 5 января 1936 года Фадеев вносит следующую запись: «Маркс о сектантстве в рабочем движении: «Он (Лассаль) впал в ошибку Прудона, состоящую в том, что не искал реальной основы для своей агитации в действительных элементах классового движения но хотел направить ход этого последнего по известному, определенному доктринерскому рецепту...»
«Секта ищет смысла своего существования... не в том, что у нее есть общего с классовым движением, а в том особом талисмане, который ее от этого движения отличает» (Маркс — Швейцеру 13 окт. 68 г.)». И здесь же Фадеев добавляет: «В этом ошибки РАПП».
Подробно остановившись в статьях «Старое и новое» на этих ошибках — приклеивании ярлыков, групповщине, восхвалении плохих произведений за их якобы идейность и осуждении хороших,— Фадеев вместе с тем выступает против тех, кто, в особенности после решения ЦК партии об объединении писателей и о ликвидации группировок, свел всю деятельность РАПП к сплошным ошибкам. «...Некоторые наши критики еще не покончили с бесхребетностью, со скаканием от одной крайности к другой... Некоторые наши критики, еще вчера «пытавшие» попутчиков и не попутчиков на медленном «левацком» огне, сопровождая эти мрачные деяния ужасными цитатными заклинаниями и покаянием в собственных оппортунистических грехах, сегодня «даруют милости», беспечно играя в «культурных добряков и весельчаков, которые все понимают и все прощают».
В годы, когда на РАПП посыпались огульные обвинения, проклятия со стороны критиков, Фадеев, почти единственный из прежних рапповцев, нашел необходимым серьезно разобраться в деятельности этой организации, доказать, что не все было в ней плохо и ошибочно, найти и по достоинству оценить то важное, что ею было сделано, критически и со знанием дела осудить ошибочное и отрицательное.
Следует признать, что существование РАПП, как и существование других группировок, не было «роковой ошибкой», допущенной неизвестно по какой причине. В борьбе и взаимодействии литературных группировок находил свое выражение ход литературного процесса тех лет, когда новая литература, критика, эстетика еще только становились и утверждались. Конечно, содержание литературного процесса того времени не исчерпывалось только деятельностью группировок, их сложными и противоречивыми отношениями друг с другом. Не все писатели были «поглощены» той или иной группой, иные же, наоборот, успели побывать в нескольких; существо литературного движения 20-х годов не сводилось только к деятельности группировок, как и не шло, однако, мимо них. И то, и другое в совокупности и составляло это литературное движение. Но принадлежность писателей к той или иной группе нельзя считать чисто формальной. Она имела свое содержание, что видно, например, на отношениях Фадеева и РАПП.
|