Молодая Гвардия
 

Глава 1
ФАДЕЕВ И РАПП. «РАЗГРОМ»


Термин «диалектический материализм», на котором остановилось большинство критиков в конце 20-х годов, применялся зачастую к литературе буквально, вуль-гаризаторски. И все же многое, сказанное в те годы о новом художественном методе по существу и называемое тогда «диалектическим материализмом», было справедливым и позднее вошло в понятие «социалистического реализма».

Вообще, что касается вопроса о том или ином лозунге, той или иной теории, то, как говорил Ленин, «один из самых главных грехов, самых опасных грехов» — это «подменять конкретное абстрактным», т. е. лишать лозунг конкретно-исторического содержания, абсолютизировать его, как это часто бывало в критике 20-х годов; равно как и, напротив, признавать его ошибочным вообще, не учитывая той обстановки, в которой он родился, кем он выдвигался и почему, как это порою делается в современной критике относительно теорий и лозунгов 20-х годов.

Лозунг «за диалектико-материалистический метод в литературе» получил в те годы такое большое распространение в сипу того, что он в известной мере отвечал процессам, которые совершались в те годы в идеологических областях, в том числе и в искусстве. В постановлении ЦК партии 1925 года говорилось: «Процесс проникновения диалектического материализма в совершенно новые области (биологию, психологию, естественные науки вообще) уже начался. Завоевание позиций в области художественной литературы точно так же рано или поздно должно стать фактом».

Требование «диалектико-материалистического метода» в искусстве воспринималось в те годы не как голая декларация, а как отражение крутой ломки во взглядах писателей и одновременно как ответ на новые тенденции в самой литературе, новый пафос литературы.

Однако, как указывал Ленин, «слишком часто бывало, что, когда история делает крутой поворот», многие «более или менее долгое время не могут освоиться с новым положением, повторяют лозунги, бывшие правильными вчера, но потерявшие всякий смысл сегодня, потерявшие смысл «внезапно» настолько же, насколько «внезапен» был крутой поворот истории».

Лозунг «за диалектико-материалистический художественный метод в литературе» не был выдумкой РАПП, догадкой, осенившей того или иного ее руководителя. За этим лозунгом стояло стремление осознать новизну искусства эпохи социалистической революции, новизну его пафоса, его тенденций. Но на крутом повороте истории, в начале 30-х годов (1932—1934), когда новое качество литературы уже не выражалось термином, обнимавшим только его идейную, содержательную сторону, более того, отрывавшим ее от формы, лозунг «диамата» в литературе не только потерял свой смысл, но стал явным тормозом в дальнейшем развитии литературы.

Понятие социалистического реализма противостояло пропагандируемому РАПП диалектико-материалистическому художественному методу. Но социалистический реализм продолжал и развивал на новом этапе те положительные тенденции диалектико-материалистического художественного метода, которые заключались в этом определении в момент его зарождения (революционное марксистское мировоззрение; новизна метода).


<< Назад Вперёд >>