Молодая Гвардия
 

Глава 1
ФАДЕЕВ И РАПП. «РАЗГРОМ»


В конце 20-х годов широкое распространение в критике получил выдвинутый РАПП лозунг «за диалектико-материалистический метод в литературе». Отзвук его сохранялся до самого последнего времени (теория реализма и антиреализма, аналогия художественного метода с методом философским). Не только теории, но и практике молодого советского искусства лозунг этот нанес существенный урон. Известный писатель Ю. Либединский, автор книг, сыгравших значительную роль в литературе 20-х годов («Неделя» и «Комиссары»), увлеченный этим лозунгом и стремившийся создать произведение «в духе диалектического материализма», пишет роман «Рождение героя», где ставит главного героя в нарочито «диалектически» противоречивые обстоятельства, обнаруживая тем самым в его душе «борьбу противоположностей» (подсознания и сознания, человеческих чувств и партийного долга), которая кончается единством их и в результате обновлением диалектической личности — рождением в нем героя. Нарочитое выискивание в новых людях борьбы противоположностей, двойничестза завело автора в области, весьма далекие от диалектического метода. Увлечение Либединского поисками диалек-тико-материалистического метода в искусстве, например, привело к тому, что стихотворение Д. Бедного «Слезай с печи!» было объявлено образцом диалектического метода, ибо в нем, по мнению Либединского, было столь обязательное для существа диалектики раздвоение про-тивоположностей (положительных — отрицательных) при их единстве. «Именно поэтому стихотворение «Слезай с печи!» мы считаем пока еще не превзойденной степенью приближения к созданию диалектико-материалистиче-ского художественного метода»,— объявляет Либединский в 1931 году и призывает пролетарскую литературу следовать по этому пути.

Фадеев, как и другие члены РАПП, защищал лозунг «диалектического материализма» в качестве художественного метода нового искусства, однако понимал его по-своему. Подчеркивая реалистическую основу нового художественного метода, Фадеев в статье «Долой Шиллера!» писал: «Мы думаем, что таким наиболее передовым, ведущим художественным методом может быть и будет метод наиболее последовательного, т. е. диалектического материализма.

Что это значит?

Это значит, во-первых, что передовой художник пролетариата пойдет не по линии романтики, т. е. не по линии мистифицирования действительности, не по линии выдумывания героической личности, «как рупора духа времени», не по линии «нас возвышающего обмана», а пойдет по линии наиболее последовательного, решительного и беспощадного «срывания всех и всяческих масок с действительности».

Это значит, во-вторых, что передовой художник пролетариата пойдет не по линии наивного реализма, а даст картины жизни, наиболее очищенные от «ходячих предвзятых мнений», от поверхностнейшей «внешней видимости вещей», как говорил Маркс, т. е. сможет в максимально доступной степени вскрыть из-под «пятен случайности» объективную диалектику действительности.


<< Назад Вперёд >>