Он подал Буйко записку от Грисюка.
Профессор узнал своего бывшего студента. Это был талантливый юноша, который отлично усваивал все дисциплины, но почему-то долго и упорно бойкотировал изучение немецкого языка. И в самом деле, однажды профессор нарочно поставил ему двойку по своему предмету именно для того, чтобы заставить его ликвидировать «хвосты» по немецкому языку.
Внезапное появление этого человека с запиской от Грисюка вызвало у профессора много волнующих воспоминаний, а главное, оживило надежду на успех задуманной операции. Но когда он прочел шифрованную записку, его тревога не уменьшилась. Грисюк сообщал о том, что, опасаясь за жизнь Ясика, он не отпустил мальчика в город, а вместо него прислал студента в форме жандарма. В партизанском отряде создалось трудное положение. В ходе последних боев несколько бойцов и командиров получили тяжелые ранения. И Грисюк просил профессора срочно прибыть в отряд оперировать тяжелораненых.
Профессор быстро накинул плащ и, не думая о том, сможет ли он, такой больной и слабый, добраться до леса, последовал за студентом.
Благодаря непогоде профессор и его бывший студент, никем незамеченные, пересекли улицу, на которой находился немецкий пост, и по глухим переулкам, то прижимаясь к заборам, то двигаясь ползком, выбрались за город. Буря помогла им незаметно пройти заставы.
За городом их ждали три всадника и оседланные лошади. Профессор Буйко ездил верхом только в детстве и поэтому сначала чувствовал себя на коне неуверенно. Двое партизан, выполняя приказание Грисюка, ехали рядом, готовые в любую минуту подхватить и поддержать Петра Михайловича. Но, стремясь как можно скорее добраться к партизанам, профессор незаметно для себя быстро освоился с седлом, с ритмом движения, и вскоре кони поскакали галопом.
В небольшом шатре из плащ-палаток на примитивном, наспех сколоченном столе громко стонал раненый. Свет карманных фонариков падал на его бескровное лицо, на котором четко выделялись черные линии бровей. Это был Сайд.