|
|
|
|
Глава 3
«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ» И «ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ»
|
Признавая многие свои ошибки в вопросе о романтизме, Фадеев остается непреклонным в защите свободной романтической формы, отстаивая ее права в социа-листическом реализме. Он сохраняет свои позиции в те годы, когда некоторые критики и писатели торопились зачеркнуть все героическое и романтическое, относя его к лакировке; и в последующие годы, когда романтика стала считаться устаревшей, если не более (чуть ли не стилем периода «культа личности»).
В беседе с читателями о романе «Молодая гвардия» в ответ на реплику, что герои романа слишком идеализированы, Фадеев замечал: «А скажите, какие недостатки были у Татьяны Лариной?.. А у Наташи Ростовой? А у тургеневских девушек? То, что они дворянского происхождения? Какие недостатки у Геккльберри Финна или Тома Сойера? Не больше, чем у Сережи Тюленина, не правда ли?.. Значит, дело не в идеализации, а в способе изображения человека. Когда хотите изобразить человека с любовью, показать его настоящие, подлинные черты... это значит, что способ изображения должен быть такой, когда недостатки не мешают читателю любить этого человека.
Поэтому я бы не сказал, что я идеализировал своих молодогвардейцев».
Борясь с перегибщиками, которые посчитали романтику чуть ли не лакировкой, Фадеев 16 января 1955 года записывает в дневнике: «Разработать тему о так называемой «романтической», т. е. лже-романтической школке в наши дни, т. е. о теории, которая революционную романтику рассматривает не как предвосхищение завтрашнего дня на основе объективного развития, а как «приподымание», «идеализацию» жизни.
Это — проявление субъективизма в литературном творчестве и в литературной науке. «Теория бесконфликтности», затухания борьбы со всеми живыми носителями взглядов и психологии собственничества соседствует с лже-романтической школкой («лакировка» действительности)».
Но Фадеев никогда не абсолютизировал понятий. Романтическая форма в искусстве рассматривается им как одна из многочисленных, многообразных форм нового искусства.
В 50-е годы Фадеев продолжает защищать свое мнение о социалистическом реализме как методе многообразных стилей и форм, сложившееся еще в 30-е годы и получившее зрелое оформление в послевоенный.период.
| |
|
|