Глава 3
«МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ» И «ЧЕРНАЯ МЕТАЛЛУРГИЯ»
|
Формируется новый характер, тип Человека с большой буквы на основе обществ[енной] социалистической] собственности.
Его черты:
1. Жизнь есть труд. Слава, честолюбие, гордость, уважение— все удовлетворяется и достигается через труд. Почему? Это труд и на себя и на всех, на себя, потому что на всех, и наоборот.
2. Отмирают, отмерли — почет из-за денежного мешка, богатства. Отмирают стимулы стяжательства. Волчий закон капитализма теряет свою силу. Подтянуть, поднять отсталых и слабых. Человек — коллективист.
3. Право на отдых. Человек получает досуг, формируется, как физически здоровый и как человек, могущий удовлетворить своим склонностям.
4. Человек культурный, образованный.
5. Отпадают национальные... ограничения и ущемления.
6. Широкое участие в общественной жизни страны и управлении государством.
7. Воспитание человека борца, защитника родины, ненависть к врагам, воинская доблесть...
8. Рост чувства достоинства на основе всех прав и обязанностей.
9. Впервые формируется личность — не как исключение, а миллионы личностей. Отмирание индивидуализма— противопоставления себя другим, вознесение себя над другими. Человек — коллективист.
10. Миром перестают управлять анархические законы, есть план, есть перспектива развития. Отсюда — оптимизм как одна из самых определительных черт характера.
11. Растущая мощь техники. Человек — покоритель природы, преобразователь природы».
Все это подготавливает стиль «Молодой гвардии» уже в 30-е годы. Победа советского народа в Великой Отечественной войне еще более усилила этот пафос. Если учитывать все эти факторы вместе взятые, то появление «Молодой гвардии» *, произведения ярко романтического по своему стилю, не представляется неожиданным после романов Фадеева реалистического стиля.
* И здесь, и ниже речь идет о первом варианте романа. Этот вариант, и хронологически, и по существу следующий непосредственно за «Последним из удэге», представляется по своей форме более важным и значительным для нашей темы исследования, чем второй.
Но не только сама действительность, тема, герои обусловили новый для творчества Фадеева стиль. Личность Чапаева, события гражданской войны были не менее романтичны сами по себе, чем молодогвардейцы и героика Отечественной войны, однако в произведении Фурманова они получили реалистический колорит. Как говорил сам Фадеев, «литературное явление надо объяснять не только базисом, но и в ряду литературного развития: что от чего идет в смысле традиции, влияния, наследования». Новый стиль, во многом новая для Фа-деева форма романа была подготовлена его предшествующим развитием, а также движением советской литературы в целом. Но опять-таки не в том смысле, как понимал К. Зелинский, говоря о непрерывном шествии советской литературы по пути «нарастания поэтически утверждающих и романтических изобразительных средств». Такого шествия не было. Развитие шло не по прямой линии «нарастания романтических элементов». Как мы уже старались показать выше, подобное понимание развития советской литературы и пути Фадеева, как непрерывного движения к романтизму (от «Разгрома» к «Молодой гвардии»), не оправдало себя. Оно мешало и до сих пор мешает понять существенные явления в поступательном движении искусства. В отношении Фадеева это сказалось на трактовке «Последнего из удэге». До сих пор этот роман рассматривался как нечто «промежуточное» между «Разгромом» и «Молодой гвардией», как этап на пути развития Фадеева от антиромантизма к ультраромантизму. Между тем именно «Последний из удэге» является центром, к которому сходятся все нити творческого развития писателя. Роман этот является тем узлом, на завязке которого строятся предшествующие произведения Фадеева и необходимостью развязки которого объясняется его дальнейший писательский путь.
|