Павел Максимов
ФАДЕЕВ В РОСТОВЕ
|
Фадеев рассказал далее, что, прежде чем писать повесть, он был неудовлетворен отсутствием в современной литературе психологического анализа людей. А между тем каждая социальная прослойка имеет свою особую психологию, или, выражаясь образно, душу. Необходимо было также опрокинуть и литературный штамп, хотя бы тот, по которому рабочий обязательно должен быть в кожаной куртке и с «железными челюстями».
Боясь не справиться с большой темой о партизанщине, писатель взял для начала ряд небольших эпизодов. Сейчас же, когда есть уже писательский навык, «не страшно» взяться за большую тему (Фадеев пишет новый роман из гражданской войны. В дальнейшем он предполагает писать на темы строительства).
— Многие спрашивают, что я хотел сказать «Разгромом», — заявил на диспуте Фадеев, — и мне приходится ответить так: хотел сказать то, что написал.
Изображая Морозку, автор имел в виду показать процесс формирования нового человека, который протекает мучительно потому, что «старое тащит к себе». Левинсон, по замыслу Фадеева, это та высшая человеческая ступень, до которой могут дойти люди в революции. Но автору кажется, что Левинусон удался ему меньше, чем другие герои. Показать в литературе старых большевиков трудно потому, что молодые авторы не имеют еще достаточно жизненного опыта; отсутствием этого личного опыта объясняет Фадеев и то, что образ Левинсона не совсем удовлетворяет и его самого как автора. Описывая Варю, автор отнюдь не хотел показать тип новой женщины. Варя вся из прошлого, просто «нужно, чтобы ее пожалели...».
Было подано больше 30 записок. Фадеев, отвечая на эти записки, обнаружил прекрасное умение разговаривать с читателем. С большим тактом он разъяснял читателям многие недоумения... В общем — «большой, интересный вечер рабочей критики...».
Между прочим, некоторые ростовские писатели считали тогда, что прототипом для Морозки послужил наш А. Бусыгин, по крайней мере в смысле внешности и характера Мо-розки.
Действительно, кое-что общее у А. Бусыгина и у Морозки есть.
Как-то, вскоре после своего приезда в Ростов, Фадеев спросил у меня, что за человек Бусыгин. Я ответил ему примерно так:
— А это такой парень: есть у него свои слабости, свои недостатки, но это — рабочий, пролетарий, бывший красногвардеец, который не жалел и не пожалеет положить свою голову за родную советскую власть, которую он добывал своею кровью, с оружием в руках. В решающий момент на него можно целиком положиться: не изменит, не продаст. Потому что он прежде всего — сын своего класса и будет верен ему до конца. И при всех этих качествах он явно талантливый начинающий писатель. Талант у него прямо от матери-природы, в первобытном, не обработанном культурой виде, но — талант яркий, неподдельный... Вот и суди, что это за человек.
А вот что, между прочим, говорил Фадеев о Морозке в беседе с литкружковцами Замоскворечья, в 1932 году:
«Морозка... человек, прошедший очень тяжелую школу дореволюционной жизни... Он... многого в жизни не понимал... Все эти черты характера, бесспорно... его недостатки. Но в трудные, решающие моменты борьбы он поступал так, как нужно для революции, преодолевая свои слабости».
Конечно, тут не все, но кое-что есть общее с Бусыгиным, и внешне, своей наружностью Морозка тоже кое в чем (но опять же не во всем) похож на Бусыгина.
|