Молодая Гвардия
 

Глава 4
ИСКАНИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ


Художественный образ у Фадеева, структура образа и особенно такие ее компоненты, как портрет и психологический анализ, имеют много общего с традицией русской ли-тературы XIX века, более всего с толстовской. Об этом неоднократно писалось в критической литературе о Фадееве. И вместе с тем, пожалуй, нигде более чем здесь не проявилось так остро то новое, что внесла новая эпоха в художественный образ через творчество писателя. Литература критического реализма второй половины XIX века в области создания портрета, при всем многообразии оттенков, имеет свои общие черты, которые принято называть толстовским способом изображения, поскольку в творчестве Л. Толстого этот метод получил наивысшее выражение. Основные его признаки и особенности тонко и обстоятельно раскрыты в нашем литературоведении. Создание портрета не подробным описанием внешности, как это имело место в литературе до второй половины XIX века и даже еще у Тургенева, а выделением одной-двух характерных черт, при многократном к ним возвращении, когда данная черта как бы и повторяется, и выступает вместе с тем каждый раз в новом качестве. Таким образом, представление о человеке, его внешнем облике мы получаем не в результате суммарной характеристики его. Мы часто даже не знаем, красив ли человек или нет, высок он или низок, блондин или брюнет. Какого роста Левин, какого цвета глаза у княжны Марьи, какой формы нос у Катюши Масловой, брови у Наташи Ростовой и т. д.,— этого мы не знаем и знать это (для «полного и зримого» представления о них) нам совсем не обязательно. «Полное и зримое», «до физической ощутимости» представление возникает у нас на иной основе.

Удачно сказал об этом, уловив и сформулировав особенность толстовского портрета, Ю. Олеша. «Мы помним физический облик почти всех персонажей Толстого. Однако ни один из них не описан подробно». «Это умение показывать мгновенные черты и есть ... одно из свойств толстовского мастерства», Ю. Олеша показал эту особенность Толстого в работе писателя над обликом Анны Карениной. «Как много значения придавал Толстой изображению физических черт героя, видно хотя бы по количеству вариантов, которое ушло на поиски облика Анны Карениной. Какие-то внутренние причины, связанные со вкусом художника и работой его воображения, требовали, чтобы Анна Каренина была полного сло-жения. И видно, как много работал Толстой именно в том направлении, чтобы полнота не воспринималась читателем как черта необычайная или комическая, а, наоборот, создавала привлекательное впечатление. У нее были толстые руки с привешенными к ним маленькими кистями». Полнота Анны раскрыта художником через эту неоднократно возникающую и каждый раз в новом свете деталь (полные руки), а не подробным описанием ее сложения.

Особенность портрета в литературе второй половины XIX века — это отсутствие детализированного портрета в прежнем смысле этого слова. Более того. Раскрытие образа и облика героя старым приемом подробного портрета совершается в тех случаях, как неоднократно писалось в литературе о Толстом, когда автор хочет подчеркнуть ограниченность героев (Берг, Вера, Элен, Борис Друбецкой в «Войне и мире»), словом, по отношению к персонажам, как теперь говорят, отрицательным.

Качество художественного образа, потерявшее свое былое значение и ставшее большей частью приемом характеристики плоских, ограниченных, скучных героев или показателем ограниченности, нехудожественности самого автора (у Боборыкина, отчасти у Эртеля и других писателей XIX в.), неожиданно возрождается в творчестве Фадеева, хотя и на иной основе и в иной окраске.


<< Назад Вперёд >>