Глава 4
ИСКАНИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ
|
Естественно, что скульптура в своем историческом развитии претерпевает огромные изменения. Но понятие «скульптурности», отвлеченное от данного вида искусства и перенесенное на другие виды, как и понятие живописности или музыкальности, сохраняет в своей основе качество, являющееся как бы внутренней мерой данного вида искусства.
Если видеть различия между скульптурностью и пластичностью в литературе, то становится понятным, что художественным образам нового времени, во всяком случае реализму XIX века, скульптурности приписать нельзя. Появление качества цельности художественного образа, во многом утраченного предшествующим развитием литературы, появление одной из форм этой цельности — скульптурности — в творчестве одного из современных писателей — Фадеева, говорит о многом.
Через эту форму писатель образно, в полном смысле этого слова, раскрывает людям смысл новой эпохи, эпохи коммунизма с ее внутренней направленностью на создание гармонического человека, целью которого, наряду с дальнейшим познанием себя, своего внутреннего мира, людей, мира данной планеты, становится познание и «миров иных», космоса в целом; эпохи, когда человек выходит за пределы земли в мировое пространство; когда ему требуется не только углубленное, аналитическое исследование и познание самого себя и подобных себе существ, управляемых едиными внутренними законами, но и цельное, синтетичное — на основе ранее углубленного, аналитического — миросозерцание, могущее охватить весь процесс мироздания в его единстве и многообразии форм существования.
Данное качество образа (скульптурность) является одной из форм искомой Фадеевым синтетичности, т. е. формой воссоздания цельности образа, но такой формой ее воссоздания, которая несет в самой себе заранее установленное ограничение и задание.
В этом источник не только достижений писателя в создании образа и успехов искусства социалистического реализма вообще, но и причина глубочайших мучений Фа-деева и тормозящих развитие искусства факторов,
Преждевременное сцепление частей сковывает писателя, препятствует развитию образа; оно отливает содержание в застывающие, не поддающиеся движению формы.
В этих противоречиях вся суть Фадеева-художника. Сами достижения в образе — несомненная новизна относительно эпохи предшествующей, искусства второй половины XIX века. И новизна не просто в тематике, проблематике, новых характерах, а именно в образе, что говорит о прогрессе искусства. Но новизна, завоеванная на путях несколько преждевременного сцепления, преждевременного действия в образе, жестоко и непоправимо мстящая впоследствии художнику за это насилие. Ибо то, что позднее может стать для искусства формой разрешения его противоречий, на данном этапе еще оказывается насилием над ним.
С другой стороны, это новое качество образа у Фадеева не представляет собой единственно важного и значимого в его творчестве. Оно — та форма, в которую во-плотились на данном этапе сложные искания Фадеева (искания «синтетического стиля», «гармонического образа»). Ибо творчество Фадеева и сознательно, а порой и неосознанно было обращено к новой эпохе в целом, раскрыто для художественного осмысления ее во всех сложностях и противоречиях. Но искания «синтетического стиля», «гармонического образа» разрешились пока формой скульптурности.
|