Молодая Гвардия
 


Расхват
(повесть)

20
В Петькины планы это не входило, но, когда надо, он умел думать так же быстро, как Расхват бегать. И скомандовал кобелю:

- Сидеть! - После чего вместе с бригадиром подошел телеге, взял у него шматок сала, а уж потом разъяснил: - При вас, дядя Елизар, он сильно нервничает. И может сорваться. Давайте потом как-нибудь, в другой раз? А сейчас вы поезжайте лучше... видите, как он смотрит на вас? А я ведь разрешу ему бегать - так надо... Может кинуться еще, разорвать...

- Да, кобелина здоровый, - согласился Елизар. - Шею запросто перервет! Ну, ладно... - Бригадир махнул рукой и, чмокнув губами, дернул вожжи. - Н-но!..

Когда телега скрылась за поворотом, Петька вернулся на поляну, сам прошел по стволу поваленной ветром осины и, придерживаясь одной рукой за ветви, через каждые несколько шагов мазнул по ее коре салом. Затем вернулся назад, к наполовину вывороченному корню дерева, и позвал к себе Расхвата.

Тот засиделся и от нетерпения прыгнул почти с места, так что едва удержался, на мгновение потеряв равновесие. Петька легонько поддержал его и соскочил вниз, на траву.

- Хорошо, Расхват, хорошо... - повторил он и, показывая на ладони шматок сала, несколько раз прошелся вдоль осины - туда и обратно: сначала медленно, потом быстрей, быстрей...

Лавируя между ветвями и принюхиваясь к стволу, Расхват стал проделывать этот свой путь на высоте, уже далеко опережая Петьку...

Так что и этот новый урок можно было считать успешным.

Возвратившись домой, Петька с удовлетворением обвел кружочками длинный список "Навыков общей дрессировки собак", как называлось это в заветной, основательно потертой на сгибах тетради.

Петька, можно сказать, уже дал Расхвату "полное начальное образование", все "предметы" в котором были у него аккуратно пронумерованы по порядку их освоения Расхватом. Что он уже сделал?

1. Приучил Расхвата к его кличке.

2. Приучил к ошейнику, поводку и наморднику. (Намордник Петька связал пока из веревочных кусков, потому что ремешок достать было трудно.)

3. Научил собаку ходить рядом с собой на поводке и без поводка.

4. Заставил Расхвата, когда тот получал свободу, не забывать о хозяине, то есть о нем, о Петьке.

5. Приучил Расхвата мгновенно подбегать к нему, отзываясь не только на команду, но и на один жест - без слов.

6. Выработал у него нужную реакцию на интонации своего голоса: поощряющие или угрожающие...

7. Заставил без колебаний выполнять запрещающую команду: "Фу!"

8. Оттренировал кобеля садиться и ложиться по его команде или одному только жесту.

9. Приучил Расхвата к длительной выдержке.

10. Научил подносить необходимые предметы, ползать, преодолевать препятствия... (Этот номер Петька сначала обвел, а затем подумал - и маленькими штришками ликвидировал кружок: здесь работа была проделана еще не до конца).

11. Выработал у Расхвата недоверие к незнакомым, случайным людям. Приучил собаку не трогать случайную пищу, скажем, найденную где-то или протянутую незнакомым человеком...

12. Развил у него злость, всякий раз поощряя ее, когда это надо.

Пройденных и усвоенных уроков было много... Но пока еще очень мало даже для "неполного среднего образования Расхвату.

<< Назад Вперёд >>