Молодая Гвардия
 

Н. Марушкевич.
СМЫСЛ ЕГО ЖИЗНИ


Партизаны и партизанки города Минска и Минской области заверяют ЦК ВКП(б), что и впредь еще безжалостней и в большем количестве будут уничтожать ненавистных гитлеровских оккупантов до полного их уничтожения и оказывать всяческую помощь нашей доблестной Красной Армии".

В ответ пришла телеграмма:

"Секретарю Минского обкома КП(б) Белоруссии товарищу Козлову:

Передайте трудящимся города Минска и Минской области, партизанам и партизанкам, собравшим 3 075 827 рублей деньгами и облигациями, 2810 рублей золотыми монетами, золотые и серебряные вещи на строительство самолетов "Партизан Минска", "Партизан Слуцка", "Партизан Борисова", мой братский привет и благодарность Красной Армии.

И. СТАЛИН".

О телеграмме быстро узнали в подполье и в партизанских отрядах, в городах и селах Минщины и других областей. Ее отпечатали в виде листовки. И в фонд обороны от населения временно оккупированной Белоруссии поступили еще миллионы рублей.

Размах партизанской войны требовал регулярного и надежного снабжения отрядов. Часть оружия и взрывчатки отбивали у врага. Однако этого явно не хватало. И вот кто-то подал идею: построить аэродром, чтобы можно было регулярно принимать самолеты с грузами с Большой земли - из Москвы. Василий Иванович загорелся этой идеей. Но для аэродрома нужно место. А это не так просто сделать в тылу врага. Выбор пал на островок Зыслав - как раз в центре партизанских баз. Обследовать его пошел почти весь руководящий состав обкома, а также летчик Павел Анасенко, прибывший к партизанам после ранения. Измерили поляну - мала для посадки и взлета транспортных самолетов. Надо выкорчевывать немалую площадь: километра полтора в длину и с километр в ширину. Как же быть? Ведь аэродром нужен и побыстрее.

Некоторые уже начали сомневаться в успехе задуманного. Василий Иванович предложил побеседовать с жителями деревень, объяснить им задачу и попросить помощи не только для раскорчевки поля и строительства аэродрома, но и для сооружения ложного аэродрома...

Дружно отозвались жители на просьбу партизан. Пришли сотни мужчин, женщин, подростков с подводами, лопатами, ломами. За несколько суток к острову проложили греблю, по которой доставили транспорт, катки. Работа не прекращалась ни днем ни ночью. Люди трудились самоотверженно. А партизанские ударные и диверсионные группы громили в это время гарнизоны, не давали оккупантам ни минуты покоя.

Не два месяца, как предполагал Павел Лиасенко, а всего немногим более двух недель понадобилось для того, чтобы подготовить аэродромное поле. Его хорошо замаскировали. Построили землянки для обслуживающего персонала, раненых, которых нужно было переправлять за линию фронта.

Неподалеку от острова Зыслав сделали ложный аэродром. По ночам там загорались партизанские костры, и фашистские стервятники не раз сбрасывали туда бомбы. А тем временем настоящий партизанский аэродром действовал. Партизаны регулярно получали грузы, а в советский тыл отправляли раненых, ученых, специалистов. Об аэродроме в Зыславе знали партизаны на Украине, в Литве, Латвии. Им несколько месяцев пользовалось партизанское соединение Ковпака.

С этого аэродрома в сентябре 1942 года улетел в Москву и Василий Иванович Козлов: он должен был отчитаться в Центральном штабе партизанского движения.

<< Назад Вперёд >>