"Взорваны все важнейшие шлюзы и плотины Днепропетровско-Бугского канала, уровень воды в нем на протяжении 120 километров снизился до 60 сантиметров. 129 военных судов фашистской речной флотилии "засушены" в Пинском порту..."
Анализируя обстановку и обдумывая планы действий, секретарь подпольного обкома учитывал еще одно обстоятельство: Белоруссия перестала быть глубоким тылом фашистских войск. Советские воины вышли с боями на ее территорию. Не за горами было время, когда партизаны соединятся с Красной Армией. Это обязывало подпольный обком предпринимать меры для активизации боевых действий партизан и укрепления оборонительных рубежей вокруг партизанских зон, хуторов и деревень, а также создания надежных запасов продовольствия и фуража. И в этом деле огромную роль мог сыграть комсомол.
По указанию подпольного обкома партии из партизанских отрядов в населенные пункты для строительства домов, надворных построек, мельниц, бань и других помещений, а главное, для строительства тайных зернохранилищ и продовольственных складов направлялись молодежные группы и бригады. Комсомольцы обучали сельских добровольцев обращению с оружием, чтобы этим оружием защищать от карателей урожай и продовольственные запасы. Люди оживали и работали, не жалея сил. Мечта о скором возвращении к мирной жизни крепла.
Боевое комсомольское подполье на Пинщине разрасталось и участвовало в борьбе с оккупантами все более активно. В записной книжке Клещева, которая хранилась у него в потайном кармане, есть такая запись: в сорок втором году в отряде В. 3. Коржа было всего пять комсомольцев, а к середине сорок третьего года в соединении их насчитывалось уже 462, да в подпольных организациях 211 человек.
Алексей Ефимович давно уже думал о том, что необходимо укрепить областное комсомольское руководство. Эту мысль он высказал секретарям Центрального Комитета комсомола Белоруссии Михаилу Васильевичу Зимянину и Кириллу Трофимовичу Мазурову, находившимся в то время в штабе соединения. Убедившись, что оба они думают так же, как он, Клещев стал торопить Зимянина на Большую землю.
Летом сорок третьего года при помощи населения окрестных деревень был построен партизанский аэродром, способный принимать тяжелые транспортные самолеты для пинских, брестских, барановичских и украинских партизан. Он находился в глубоком лесу и не подвергался опасности. Для большей надежности в укрытиях вокруг него были установ- лены зенитные орудия. Устойчивая авиационная связь с Большой землей давала возможность не только получать оперативную информацию, но и решать продовольственную проблему.
Первый самолет на этот аэродром прилетел в конце августа. Пока командир экипажа Николай Таран рассматривал новый аэродром, партизаны спешно перегружали на подводы оружие, боеприпасы, газеты, журналы, почтовые посылки и письма, типографское оборудование. А в сопровождении медиков к самолету потянулись повозки с больными и ранеными. Это особенно радовало начальника санслужбы соединения Н. И. Вороновича.
Вся лесная поляна аэродрома купалась в лучах солнца. Алексей Ефимович наблюдал отрадную суету у самолета и думал: "Теперь наш партизанский край станет еще сильнее, и ему не страшны самые коварные атаки врага..."
В это время он услышал приветливый голос:
- Здравствуйте, Алексей Ефимович.
Клещев обернулся в сторону говорившего. Тот представился.
- Мне поручено передать вам письмо с Большой земли...
<< Назад | Вперёд >> |