Молодая Гвардия
 

Е. И. Барыкин
ПОЕЗДА - ПОД ОТКОС!
"Всеми силами стараемся сейчас привить вкус к диверсионной работе всем отрядам. Но это не просто так дается. Нужны система и усилие. Однако,- делает закономерный вывод Барыкин,- будут гомельцы больше всех валить поездов".

Как бы в ответ на это Москва радирует: "Товарищу Кожару. Партизанским отрядом "Большевик" с 1 по 29 мая 1943 года пущено под откос четырнадцать вражеских эшелонов. За выполнение боевого задания, активные действия по коммуникациям врага прошу всему личному составу объявить благодарность. Командиру и комиссару отряда выявить отличившихся партизан и представить к государственным наградам". Подписал радиограмму начальник Белорусского штаба партизанского движения П. 3. Калинин.

По поручению Кожара Барыкин отправился в отряд "Большевик" и на общем собрании зачитал радиограмму. Читал, волнуясь. И волнение это отозвалось в сердцах со-бравшихся гордостью - за боевыми действиями партизан наблюдала вся страна, партия. Это было накануне, битвы на Курской дуге, куда противник стягивал большие силы. Москва знала об этом и приказывала партизанам оседлать железные дороги, идущие по территории области, продолжать сокрушительную "рельсовую войну".

Походы на "железку" складывались по-разному.

Однажды группа подрывников вышла к полотну вблизи одной из станций Речицкой железной дороги и замерла от неожиданности - на насыпи работала немецкая ремонтная бригада. За последнее время партизаны не давали им никакого покоя. Мимо засады проходила вереница ремонтников с рельсами на плечах, за ней другая - со шпалами. Повре-ждение было новое.

Что делать? Уйти? Нельзя! Любой ценой надо выполнить задание!

Отпрянули, отошли подальше и тоже принялись за "свое дело" - начали ставить мину. Окончив работы, укрылись в ближнем лесочке, решив понаблюдать за тем, что произойдет.

Между тем раздался гудок паровоза. Немецкие ремонтники поспешно освободили полотно. Обер-мастер высоко поднял туго свернутый желтый флажок - путь свободен! Машинист поддал пару, увеличил скорость. Замелькали вагоны, застучали по рельсам колеса. И тут - взрыв!

Из уцелевшего вагона донесся крик, из него, как горох, посыпались обезумевшие охранники. Офицер подбежал к перепуганному обер-мастеру, схватил его за грудки и кула-ком стал по-боксерски бить в лицо. Зрелище было омерзительное. Подрывники снялись из засады и, никем не замеченные, углубились по тропе в лес.

У Барыкина сложилось особое отношение к подрывникам. Да и они видели в нем умного советчика. С ним подробно обсуждали детали проведенных операций, намечали новые. И он охотно отдавал им свое время. Иногда приходили с жалобами: поезда идут с малой скоростью - немцы применяли этот способ как своего рода предостережение от аварий. Как поступать дальше? Опять стали думать. Коллективный ум всегда рождал правильное решение. Так было и па этот раз - соображение рискованное, но попробовать нужно.

<< Назад Вперёд >>