Молодая Гвардия
 

Е. И. Барыкин
ПОЕЗДА - ПОД ОТКОС!
Городское подполье боролось героически, но ударным кулаком по-прежнему оставались партизанские отряды. Барыкин понимал, что гораздо больший урон наносят все-таки удары по вражеским коммуникациям. Но прежде нужно было научиться воевать на железных дорогах. Нашли укромную лесную полянку, оборудовали учебный полигон и начали систематические занятия. По просьбе Емельяна Игнатьевича проводил их с будущими подрывниками командир десантников Борис Тульчинский. Учились снимать патруль, часовых, ставить минные заряды, маскировать их. И сам Емельян Игнатьевич, сдирая кожу на руках и коленях, показывая, как надо быть незамеченным, не раз и не два полз к учебной "железке".

Наконец наступило время экзаменов. "Ученики" выдержали их успешно. Можно и группу посылать. Однако кто поведет?

- Я! - вызвался Барыкин.

- Ни в коем случае! - резко возразил командир отряда Фсдосеенко.

Но Емельян Игнатьевич не сдавался.

- Пойми, прежде чем посылать людей, я должен все испытать сам,- горячился Барыкин. Однако Суровый Федос ничего и слышать не хотел. Более того, его поддержали и другие члeны горкома. Пришлось послать за секретарем подпольного обкома партии Кожаром.

- О чем спор, товарищи? - спросил Илья Павлович, входя в круг расступившихся партизан. Но, едва взглянув на разгоряченное спором лицо Барыкина, Кожар понял все: поход на "железку" нужен не столько отряду, сколько самому Барыкину. И он нрав: надо самому идти, чтобы испытать свои силы и получить моральное право требовать от других. Да и попробуй-ка не пусти, удержи! Ведь все равно - это Илья Павлович хорошо знал еще по довоенной совместной работе - Барыкин сделает по-своему, а если точнее - как велит совесть, партийный долг, подсказывает обстановка.

- Очень тебе, Игнатьич, хочется понюхать паровозного дымку? - спросил Кожар.

- Есть немного! - чистосердечно признался Емельян Игнатьевич.

- Что ж вы не пускаете своего секретаря? - хмурясь, спросил Кожар.- Как мы решили? Каждый члeн горкома возглавит группу подрывников. А свои решения надо выполнять. Партийная дисциплина для всех одна! Но ты смотри, не увлекайся...- как друга просил Барыкина Илья Павлович.- А то я тебя знаю. Понапрасну не рискуй. Взорвешь эшелон и - назад! Потом опытом поделишься.

Из донесения разведки следовало: по линии Гомель - Чернигов один за другим к фронту следуют немецкие эшелоны. Медлить было нельзя. Усевшись под тенистым дубом, Барыкин, Федосеенко и комиссар отряда Антонов обдумали план выхода на магистраль.

На операцию Барыкин отобрал добровольцев - девять расторопных партизан, уже имевших боевой опыт.

Заканчивая инструктаж и вложив карту в планшетку, посмотрел на часы:

- Через два часа выходим,- сказал он. От его высокой, ладной фигуры, загорелого лица, обрамленного густой, окладистой бородой, веяло решительностью и уверенностью.

...Коротки июньские ночи. Едва догорит вечерняя заря, как на смену ей спешит утренняя. Барыкин вел группу партизан к железной дороге Гомель - Чернигов. Здесь, возле станции Терюха, полотно, как помнил Барыкин еще с довоенного времени, идет по болотистой пойме, а там насыпь. Вот где лучше всего ставить мину: поезд сразу пойдет под откос. К тому же рядом лес - можно укрыться, уйти от преследователей.

<< Назад Вперёд >>