- Рация есть? - едва увидев бойцов, сразу же спросил Емельян Игнатьевич Барыкин, секретарь Гомельского подпольного горкома. Нетерпение его понятно: вот уж скоро год, как действует партизанский отряд "Большевик", а связь с Москвой все еще не установлена.
- Нет радиста,- ответил командир группы лейтенант Борис Тульчинский.- Обещают забросить со следующей группой.
- Жаль,- разочарованно вздохнул Барыкин.- А тут что? - носком порыжелого сапога ткнул огромный мешок из плотной темно-зеленой материи.
- Взрывчатка!
- Поделитесь?
- А почему бы нет? - вопросом на вопрос ответил лейтенант.- Дело-то у нас общее.
Вместе с десантниками уходили на "железку" и партизаны. Но если посланцы Большой земли пускали под откос эшелон за эшелоном (сказывалась спецподготовка!), то партизаны возвращались ни с чем. Суровый Федос - так партизаны окрестили командира отряда Илью Степановича Федосеенко - "пылил", устраивал "разносы".
- Зря шумишь, командир,- сказал ему Барыкин после очередного возвращения партизан.- Давай разберемся, почему срываются операции. Мириться, ведь сам понимаешь, с этим дальше нельзя: гитлеровцы развернули наступление на Сталинград. Наш партизанский долг - помочь Красной Армии, да так, чтобы это чувствовалось там, на Волге.- Он обвел взглядом созванных членов подпольного горкома.- Положение серьезное. Что делать будем, товарищи?
- Каждый из нас должен возглавить группу подрывников,- отозвался комсомольский секретарь Александр Исаченко,- и идти на "железку".
- Правильно, Саша! Я тоже об этом думал. Итак, идем на "железку". Все согласны? - спросил Барыкин.- Принято! Но хочу предупредить - одного согласия мало. Нужно еще умение. Умение воевать на стальных магистралях. А именно в отсутствии его, и только его, состоят наши неудачи. Это я вам говорю, как старый железнодорожник...
Емельян Игнатьевич еще в юные годы стал железнодорожником. В брянском депо, в рабочем коллективе он получил трудовую закалку.
В первые годы после Октябрьской революции Барыкин работает и учится, затем служит в Красной Армии, в железнодорожном полку. Поворотным в его судьбе стал 1928 год, когда его, рабочего парня, вчерашнего красноармейца, приняли в партию. Да, на железной дороге он начинал свою трудовую жизнь и вновь на нее вернулся. Емельян Игнатьевич работает инструктором политотдела Белорусской железной дороги, затем секретарем парткома ее управления. В сороковом году его избрали первым секретарем Железнодорожного райкома партии Гомеля, а в сорок первом он стал секретарем Гомельского горкома партии.
Войну встретил, находясь на сборах командиров запаса. Просился добровольцем на фронт, но его отозвали в распоряжение обкома партии.
Жаркие дни военного лета. Беспрерывные бомбежки. Город горит. Враг все ближе. Барыкин руководит эвакуацией населения, заводов и фабрик. Эшелоны направляются на во-сток...
Вперёд >> |