Анна Караваева
БОРЕЦ И ОРГАНИЗАТОР
|
В своей статье в «Правде» Александр Фадеев, под свежим и чрезвычайно сильным впечатлением всего виденного и слышанного в Краснодоне, писал главным образом о подвиге членов подпольной комсомольской группы «Молодая гвардия». При этом писатель подчеркивал, что для работы над романом он был непосредственно «организован» ЦК ВЛКСМ, которому раньше всего стала известна история молодогвардейского подполья и имена его героев, павших за свободу и счастье нашей родины. Роман «Молодая гвардия» заканчивается перечислением имен пятидесяти шести героев-комсомольцев, которые переписал Александр Фадеев с граней временного деревянного обелиска, поставленного на братской могиле юных героев. О них, пятидесяти шести замученных фашистскими злодеями, говорил весь Краснодон — и, естественно, прежде всего о них и узнал Александр Фадеев, к ним и было устремлено все его творческое воображение. «Без преувеличения могу сказать, что писал я о героях Краснодона с большой любовью, отдал роману много крови сердца», — говорил он в своем выступлении перед читателями— студентами московских вузов в 1946 году.
Великая Отечественная война показывала неисчислимые примеры беззаветной храбрости наших воинов и высокие морально-политические качества их личности. В самых опасных случаях, даже попав в руки врага, наши молодые бойцы мыслили и поступали так, как учила их партия, их комсомольская совесть. Для меня, читателя, р образе Ивана Федоровича Проценко, деятельного, жизнелюбивого, смелого и высокопринципиального человека, воплощено самое живое влияние партии на краснодонских молодых храбрецов. Но ведь потом оказалось, что в краснодонском подполье работал Филипп Петрович Лютиков. В поле зрения писателя-коммуниста появился новый герой, о котором ранее ничего не было известно. А вместе с именем одного из руководителей Краснодонского подпольного райкома партии в повествование обязательно должно было войти множество ставших потом известными событий и связанных с ними людей, поступков, характеров. Одним из таких сильных и многогранных характеров был Филипп Петрович Лютиков, — и, конечно, из-за него, рабочего-коммуниста, одного из руководителей подпольного райкома, было нравственно необходимо для художника расширить рамки романа. В дополненном (а значит, переработанном) издании романа «Молодая гвардия» (1951 года) читатели полюбили образ Филиппа Петровича Лютикова, героически погибшего в борьбе с фашистскими ордами.
Много лет я знала Фадеева, исключительно взыскательного художника в работе, особенно в период творческого изучения материала, обдумывания, вживания в образ и т. д. В то время, когда Фадеев приехал в Краснодон, партийные архивы, конечно, еще не были разобраны, и писатель многого еще и не мог знать. Александр Фадеев, несмотря на огром-ный успех романа, уже готовился («как большинство писателей») «неоднократно возвращаться» к роману, «подправлять», совершенствовать. Эта выраженная вслух готовность еще и дальше работать над новыми изданиями романа особенно ярко показывала, что он был взыскательный художник-труженик в самом лучшем значении этого слова. Узна-вание новых, ранее совсем ему неизвестных людей и явлений конечно же морально и художнически обязывало Фадеева включить в книгу образы новых героев-коммунистов. И Фадеев создал новую редакцию романа, которая как издание «дополненное и переработанное» вышла в 1951 году. О чем думал, что чувствовал в те дни Александр Фадеев, я могу только предполагать — разговора на эту тему у меня с ним не было. Вообще разговор с ним возникал спокойно и естественно — при встрече в общей работе. Поэтому у меня не осталось тех садняще-горьких воспоминаний, как у тех товарищей, с которыми он общался в минуты своей душевной боли.
|