Анна Караваева
БОРЕЦ И ОРГАНИЗАТОР
|
Глубоко сам убежденный в этом, он стремился убедить других не методом упорного повторения, а методом широкого круга мыслей, фактов, явлений, органично близких по смыслу и значимости и тем самым открывающих новые пути познания и решения. Призывая вглядеться в эти постоянно возникающие в искусстве явления и пути подхода к ним, Фадеев, конечно, всегда учитывал своеобразие писательской аудитории, где наряду с принципиальным разговором о важных вещах вполне уживаются юмор, смех, аплодисменты и вообще всякая остроумная «разрядка» среди серьезности. Да и в характере самого Фадеева сохранилось немало задора, и с его партизанских и комсомольских времен он ценил умную шутку и сам умел находить материал для нее. Еще и поэтому слушать его было легко и не скучно, не говоря уже обо всем большом и всеобще значимом, что содержали его выступле-ния. Кроме творческой симпатии и уважения к нему как одному из крупнейших советских художников слова здесь сказывалось еще и доверие к нему. Самые душевные отзывы, о нем касались чаще всего именно этого. Ему доверяли, потому что знали: ему можно довериться. К нему можно было прийти в дни горя, сомнения в своих силах и недовольства собой. Получить совет, как разумнее поступить в сложившихся обстоятельствах. Каждый при этом знал, что Фадеев сразу все «прояснит» и без всяких «конъюнктурных» соображений прав-диво выскажет свое мнение и даст совет по поводу просьбы, с которой к нему пришли. Случалось мне также слышать высказывания и о том, что особенно «западают в душу» те бе-седы с Фадеевым, которые касались непосредственно творческих вопросов. Здесь он проявлял самую живую заинтересованность художника. И если замысел товарища к тому же оказывался чем-то близким ему по духу, Фадеев тем вернее поддерживал, советовал и даже вмешивался в дальнейшую судьбу произведения.
Однажды несколько литераторов, рассказывая о своих беседах с Александром Александровичем, вспомнили и случаи другого рода, когда Фадеев был «принципиально зол», требователен, непримирим и беспощадно правдив. Припомнили его отзывы о пережитках декадентства, формалистско-эстет-ских школках и теорийках, вспомнили, кстати, что и враги Фадеева выходят именно с этой стороны. Потом кто-то сказал, что есть еще одна сторона фадеевской работы, где он так же требователен, как и настойчив, так же внимателен, как и строг, — это Фадеев-редактор. С этими определениями я полностью согласилась, так как однажды и мне довелось встретиться с редакторским стилем работы Фадеева.
В конце тридцатых годов он, лукаво морщась от улыбки, спросил меня:
— Сколько лет уже прошло, как ты сама же порвала свою связь с журналом «Красная новь»... и будто все еще сердишься?
Нет, ответила я, просто ряд моих вещей появился в других журналах, а также в журнале «Молодая гвардия», который я редактировала более семи лет.
— Хорошо, — улыбнулся он, — а нет ли у тебя сейчас рассказа для «Красной нови»?
— Да, есть новый рассказ, который называется «Розан мой, розан...».
Фадеева заинтересовало заглавие. Откуда эта песенная строка?
Да, это припев к старинной величальной или застольной песне. С детства я помнила ее наряду с другими известными народными песнями. Он начал расспрашивать, о чем рассказ, какие люди и годы в нем показаны.
— Время — наши дни, то есть конец тридцатых годов.
— А песня тут при чем?
Эту песню я услышала вновь, много лет спустя, на колхозном собрании, но вовсе не по величальному поводу, а в смысле непримиримо обличительном. И уже одно это обстоя-тельство не могло не привлечь внимания к тому, что происходило на том колхозном собрании.
|