Боевая практика Сталинградского сражения показала, что в условиях речного театра военных действий при взаимодействии с сухопутными войсками бронекатера являются одним из активных средств борьбы с береговым и воздушным противником.
Всем известно, какое исключительное значение для правобережных войск имели переправы. Они питали героические части, защищавшие город, боеприпасами, продовольствием и эвакуировали раненых.
Задача прикрытия одной из магистральных переправ от фашистских стервятников была возложена на группы бронекатеров, которыми командовали лейтенанты тт. Мороз и Поспелов. Были за это время тридцать две атаки с воздуха и сброшены сотни бомб — и ни одна бомба не упала на охраняемую катерами переправу, она все время работала бесперебойно. Это произошло благодаря умелому ведению огня с катеров по вражеским самоле-там, умелому маневрированию.
Одно время на катера этой группы было возложено конвоирование караванов судов, проходивших по Волге, для защиты от вражеской авиации. И не было случая, чтобы хотя один караван пострадал, когда он находился под охраной бронекатеров. Сами катера остаются, по существу, неуязвимыми, а их зенитные средства заставляют фашистских летчиков держаться на такой большой высоте, что вероятность попадания в цель невелика.
Разумеется, для маневра и хорошего использования зенитных средств от личного состава катеров требуется великое мастерство, отвага и выдержка.
Бронекатера выполняли задачи не только по защите переправ от авиации противника. Например, во время самых ожесточенных городских боев перед командиром группы катеров тов. Морозом была поставлена задача перебросить в тыл противника группу автоматчиков. Особенность этой операции заключалась в том, что ее нельзя было провести скрытно. Была светлая, ясная ночь, какими славится осенью Волга. Полная луна освещала фарватер, и видны были оба берега реки. Катерам предстояло прорваться мимо берега, занятого противником, высадить автоматчиков в непосредственной близости от него и взять из того же пункта в обратный рейс раненых.
Успех операции мог быть достигнут только внезапностью, быстротой и решительностью действий.
На большой скорости, подавляя артогнем, и пулеметами огневые точки противника, командир решительно подвел бронекатера к месту высадки. Успех операции был обеспечен смелыми действиями личного состава катеров при высадке автоматчиков и погрузке раненых.
Задача выполнялась под жестоким артиллерийским и минометным обстрелом. Однако потери в личном составе были ничтожны.
Подобные операции успешно выполнялись не раз.
Были случаи, когда бронекатера использовались и для стрельбы из орудий с закрытых позиций. Например, 12 сентября бронекатера поддерживали, нашу пехоту при отражении вражеской контратаки. Несколькими залпами, по данным артиллерийского командования, орудиями бронекатеров были подбиты четыре танка, рассеяна рота гитлеровской пехоты; атака врага была отражена. На следующий день, с таким же успехом были рассеяны две роты наступавшей пехоты противника.
18 сентября бронекатера огнем поддержали наступление нашей пехоты.
В период оборонительных боев бронекатера — «речные танки», как их называли наши воины, сыграли немалую роль.
* * *
Контр-адмирал Сергей Михайлович Воробьев в дни волжского сражения командовал 1-й бригадой речных кораблей Волжской военной флотилии. В настоящее время продолжает службу в Советской Армии.
<< Назад | Вперёд >> |