Молодая Гвардия
 


В БОЙ ПОД ПАРУСОМ

В перерывах между боями за Ленинград мы, фронтовики, с интересом обсуждали новые средства и методы вооруженной борьбы, которые создавались в нашем городе и успешно применялись в сражениях с фашистами. Уже тогда мы знали, что для защиты Ленинграда использовались только что созданные учеными опытные радиолокационные установки, что ленинградцы разработали средства защиты кораблей от магнитных мин и для их траления...

Говорили также и о неслыханной боевой дерзости ленинградских яхтсменов, которые вооружили пулеметами свои буера и на скорости до ста километров в час днем и ночью летали по Ладоге и Финскому заливу, выполняя разведку, охраняя фланги наших войск, трассы Дороги жизни и Морского канала.

Раненые, которых, как и меня, вывезли через Ладожское озеро на Большую землю, рассказывали, что они иногда видели на льду этих беззвучно возникавших из тьмы «летучих голландцев»...

Несмотря на сенсационную необычность боевого применения ледовых парусников, известно о них незаслуженно мало. Только много лет спустя удалось узнать немногое о сражавшихся на ледовом фронте отважных ленинградских яхтсменах.

Когда в результате необычно ранних заморозков в ноябре 1941 года замерзли Ладожское озеро и Финский залив, защитники Ленинграда приступили к созданию дороги через Ладогу и усилению морской обороны города против возможных попыток врага выйти на лед. Для этого Балтийский флот сформировал из моряков-яхтсменов три буерных отряда — один для Ладоги и два для Финского залива.

Деревня Коккорево стала базой ладожских буеристов, в отряд которых вошли 75 моряков на 19 вооруженных буерах. По еще тонкому гладкому льду они легко развивали огромную скорость и успешно несли дозорную и разведывательную службу, охраняли первые перевозки, наблюдали за состоянием льда. В ночь на 22 ноября начала действовать Дорога жизни. Но и на буерах были перевезены через озеро сотни раненых, доставлено горючее многим застрявшим на льду машинам. Когда озеро покрыл глубокий снег, буеристы продолжали свою боевую работу на лыжах.

Утром 22 ноября 1941 года два отряда вооруженных буеров вышли на лед Финского залива. Один отряд из 18 буеров входил в состав сил охраны водного района, другой — из 19 буеров — в состав корпуса ПВО. За небольшое время буера облетали район, который и за день не обошли бы лыжники. Они вели разведку, обороняли трассу Морского канала, доставляли питание расположенным на вмороженных в лед баржах четырем батареям ПВО, отбивали вылазки врага.

Внезапно возникающие, летящие на большой скорости, стреляющие буера ошеломляли противника. За ними усиленно охотилась вражеская авиация, но хорошая маневренность и большая скорость делали их почти неуязвимыми. Обнаружив на льду противника, буеристы обстреливали его из пулеметов и вызывали огонь артиллерии, которая добивала его. Так было, когда в конце ноября противник скрытно вышел на лед залива большим отрядом пехоты. Он был обнаружен и обстрелян отрядом дозорных буеристов и уничтожен огнем линкора «Октябрьская революция» и береговых батарей.

Помощь, оказанная при обороне Ладоги и Финского залива буеристами, осталась прекрасным образцом бесстрашия и подлинно русской военной смекалки и конечно же самым величайшим спортивным достижением ленинградских буеристов и яхтсменов,

Ф. КОЛЕДА



<< Назад Вперёд >>