Мужество и отвага моряков Краснознаменной Балтики вписаны в героическую летопись Великой Отечественной войны. Мне хочется сказать о тех балтийцах, которые действовали в особо сложных и невероятно трудных условиях,— о подводниках, Я думаю, что даже сжатый перечень фактов и цифр поможет читателю представить величие их подвига...
Немецкое командование предприняло энергичные меры, чтобы блокировать боевую деятельность советских подводных лодок и надводных кораблей и не допустить их прорыва в Балтийское море. С этой целью были проведены массовые минные постановки. К 15 сентября 1942 года было выставлено 10 000 якорных и 300 донных магнитных мин. Всего же (по 1944 год включительно) их было на этом военно-морском театре свыше 42 000.
Созданному фашистами противолодочному заслону балтийские подводники противопоставили высокое профессиональное мастерство, исключительное мужество и отвагу. Преодолевая мощную систему противолодочной обороны, летом 1942 года подводные лодки вышли на позиции. Их появление в Балтийском море было потрясающей неожиданностью для немецкого командования.
В первом же боевом походе отличился экипаж подводной лодки Щ-406 под командованием капитана 3-го ранта Е. Я. Осипова. Действуя на сообщениях Германия — Швеция, подводники Щ-406 потопили 4 транспорта противника общим тоннажем около 30 000 тонн. За время похода «щука» более 50 раз форсировала минные заграждения.
Смело и дерзко действовали и другие подводные лодки Краснознаменного Балтийского флота первого эшелона. За 38 суток боевого похода летом 1942 года экипаж подводной лодки С-7 под командованием капитана 3-го ранга С. П. Лисина потопил 5 фашистских транспортов общим водоизмещением более 30 000 тонн. В этом же походе были нанесены сильные повреждения фашистскому транспорту.
В мае 1943 года вышла на боевое задание подводная лодка Щ-408 под командованием капитан-лейтенанта П. С. Кузьмина. Находясь на боевой позиции, она была обнаружена вражескими катерами и подверглась интенсивной бомбежке. Искусно маневрируя, командиру удалось временно уйти от преследования кораблей противника и завершить форсирование Гогландской позиции.
В течение трех суток Щ-408 маневрировала в подводном положении, пытаясь уйти от преследования и всплыть на поверхность, чтобы подзарядить аккумуляторную батарею. На четвертый день в отсеках уже нечем было дышать. Щ-408 вынуждена была всплыть и вступить в неравный бой с десятью вражескими кораблями. Стойко, до последних сил сражался героический экипаж с превосходящими силами противника. В течение двухчасового сражения были потоплены два фашистских катера, а израненная подводная лодка с развевающимся на флагштоке военно-морским флагом, означавшим «Веду бой, но не сдаюсь», медленно погрузилась на грунт.
Героически действовали в этот период экипажи подводных лодок под командованием И. М. Вишневского, П. Д. Гриценко, И. В. Травкина, Я. П. Афанасьева, И. С. Кабо, П. П. Маланченко, Н. А. Момота, Р. В. Линденберга, В. А. Тураева и других.
Мужественно сражались подводники-балтийцы осенью 1944 года, когда войска Ленинградского фронта провели крупную наступательную операцию по разгрому гитлеровских войск в Прибалтике.
Подводная лодка Щ-310 под командованием капитана 3-го ранга С. Н. Богорада в начале октября 1944 года вышла на боевое задание в район Либавы и Виндавы. На шестые сутки пребывания на позиции подводная лодка обнаружила фашистский транспорт, шедший в охранении двух сторожевых кораблей. Сблизившись с транспортом водоизмещением 8000 тонн, Щ-310 потопила его. Через три дня в ночное время был обнаружен караван из трех транспортов в охранении сторожевых кораблей. И снова смелый выход в торпедную атаку завершился потоплением крупного транспорта.
Разъяренные фашисты бросились преследовать подводную лодку, сбросили на нее более 60 глубинных бомб. Однако, умело маневрируя, лодка оторвалась от преследования и благополучно вернулась на базу. Личный состав отказался от отдыха и настойчиво рвался в море бить ненавистного врага. 1 декабря 1944 года подводная лодка вышла в море, в свой второй боевой поход. В этом походе были потоплены еще три вражеских транспорта.
За период боевых действий с конца 1944 года и до начала 1945 года балтийские подводники потопили. 31 транспорт, тральщик и буксир, повредили транспорт и миноносец неприятеля.
В завершающий год Великой Отечественной войны больших успехов добилась подводная лодка С-13 под командованием капитана 3-го ранга А. И. Маринеско. За период 30 января — 10 февраля 1945 года на подходах к Данцигской бухте экипаж С-13 потопил немецкий лайнер «Вильгельм Густлов» водоизмещением около 25 000 тонн и транспорт «Штойбен» водоизмещением более 14 000 тонн. Вместе с фашистскими кораблями на дно моря ушло 10 000 человек, в том числе 1300 офицеров и матросов подводных лодок.
За четыре месяца боевых действий в кампании 1945 года подводные лодки потопили 26 транспортов общим тоннажем 108 000 тонн.
Всего за годы войны подводные лодки Краснознаменного Балтийского флота совершили 196 боевых походов, сопряженных с высочайшим испытанием морально-волевых качеств каждого члена экипажа. Чтобы это испытание было ощутимо сегодня, спустя 40 лет после нашей Победы, следует напомнить, что за один только поход подводная лодка Краснознаменного Балтийского флота пересекала в среднем минные заграждения: в 1941 году—12 раз, в 1942 году —48, в 1943 году —41 и в 1944 году — 24 раза.
Битва за Балтику, за морские подступы к Ленинграду была длительной и ожесточенной, и подводники-балтийцы в этой битве победили. Было произведено более 200 торпедных атак, в результате которых было потоплено 97 транспортов и 5 боевых кораблей; поставлено 278 мин, на которых подорвалось и погибло 20 транспортов и 16 боевых кораблей противника. В десяти случаях применения подводными лодками артиллерийского оружия было потоплено 7 транспортов, 2 боевых корабля и 2 вспомогательных.
Беспримерный героизм балтийских подводников в годы Великой Отечественной войны по достоинству оценен Коммунистической партией и советским народом. Восемь подводных лодок КБФ (Щ-323, Щ-320, Щ-406, Щ-407, Щ-310, «Лей-бит» (С-35), С-13, К-52) были награждены орденом Красного Знамени, три подводные лодки (Л-3, Щ-303, Щ-309) стали гвардейскими.
Шесть командиров подводных лодок (С. Н. Богорад, М. С. Калинин, С. П. Лисин, Е. Я. Осипов, В. К. Коновалов, И. В. Травкин) удостоены звания Героя Советского Союза.
8 июля 1945 года Президиум Верховного Совета СССР наградил соединение подводных лодок КБФ орденом Красного Знамени.
В. Соколов,
капитан 1-го ранга запаса, кандидат исторических наук