В героической эпопее защиты города Ленина в годы Великой Отечественной войны особое место занимает легендарная Дорога жизни.
Дорога жизни — это немеркнущий подвиг защитников города, воинов и горожан. Дорога жизни — это яркая страница постоянной помощи блокированному городу со стороны Центрального Комитета партии, Советского правительства, всего советского народа.
19 ноября 1941 года разведывательный отряд 88-го отдельного мостостроительного батальона, в котором мне довелось командовать взводом, возвратился со специального задания-— разведать и проложить трассу автомобильной дороги по льду Ладожского озера от деревни Коккорево до деревни Кобона. Вечером того же дня результаты. разведки были доложены командованию, и Военный совет Ленинградского фронта при-нял постановление «Об организации автотракторной дороги через Ладожское озеро». Спустя три дня, 22 ноября, колонна автомобилей 389-го отдельного автотранспортного батальона спустилась на лед озера в районе деревни Коккорево и отправилась на восточный берег за хлебом для осажденного Ленинграда. Начала действовать ледовая военно-автомобильная дорога.
При прокладке дороги и организации по ней перевозок перед защитниками Ленинграда возникло множество проблем. Однако воины Ленинградского фронта с помощью рабочего класса и ученых города, под руководством Ленинградской партийной организации и командования фронтом,при постоянной помощи ГКО преодолели все трудности, проложили дорогу и обеспечили доставку грузов через замерзшее озеро.
Но в первые недели работы дороги противник занял Тихвин и грузы до восточного берега озера приходилось перевозить на автомобилях за 300 километров. Несмотря на массовый героизм всех, кто обеспечивал перевозки в этих сложных условиях, план доставки грузов не выполнялся. Улучшить создавшееся положение ленинградцы своими силами не могли, помогла Москва. Ставка Верховного Главнокомандования в самое тяжелое время для страны, когда враг был у стен столицы и решалась судьба Советского государства, нашла возможность усилить группировку наших войск под Тихвином, разгромить здесь гитлеровцев, освободить город, а затем же-лезную дорогу Тихвин — Волхов.
Победа под Тихвином позволила с 1 января 1942 года подвозить грузы по железной дороге до станции Войбокало. Плечо подвоза автотранспортом резко сократилось, но все же до берега грузы надо было подвозить на автомобилях.
Поэтому было решено построить железнодорожную ветку непосредственно до восточного берега озера. Воины железнодорожных войск с помощью специальных формирований НКПС выполнили это задание — в начале февраля железная дорога была подведена к берегу. Теперь автомобильным транспортом приходилось перевозить грузы только через озеро. Это дало возможность резко увеличить темп подвоза. Если в декабре 1941 года среднесуточные перевозки составляли 360 тонн, то в апреле 1942 года —4150 тонн.
С целью облегчения положения населения Ленинграда ГКО принимает постановление о возобновлении эвакуации и предлагает в срочном порядке эвакуировать по ледовой дороге еще полмиллиона ленинградцев. К весне 1942 года из Ленинграда было эвакуировано более 514 тысяч человек.
Организация перевозок по льду Ладоги положительно сказалась на снабжении населения. За время действия ледовой дороги в Ленинград было доставлено более 361 тысячи тонн различных грузов, в том числе более 262 тысяч тонн продовольствия. Это позволило увеличить нормы выдачи хлеба и удовлетворить население положенными по карточкам другими продуктами питания. С 11 февраля 1942 года, после третьей прибавки норм выдачи йродовольствия, рабочие горячих цехов стали получать по 700 граммов хлеба в сутки, рабочие и инженерно-технические работники — по 500, служащие—по 400, дети и иждивенцы — по 300 граммов.
Ледовая дорога помогла ленинградцам пережить страшную зиму 1941/42 года — в этом ее величайшее историческое значение.
С начала действия ледовой дороге был присвоен номер {ВАД-101, затем ВАД-102), которым определялось ее место в общей системе военно-автомобильных дорог советско-германского театра войны. Но жители города, воины Ленинградского фронта знали эту дорогу не по номеру — она сразу же была названа Дорогой жизни.
Подвиг тех, кто, не жалея жизни, несмотря на вражеские обстрелы и бомбежки, метель, полыньи, стужу, доставлял городу оружие и продовольствие, никогда не умрет в памяти великого города.
И. СМИРНОВ.
председатель совета ветеранов
Дороги жизни