Молодая Гвардия
 


ИСПОЛНИЛИ ДОЛГ

30 августа 1941 года Государственный комитет обороны принял постановление «О транспортировке грузов для Ленинграда», которое предусматривало создание нового пути сообщения Ленинграда со страной по Ладожскому озеру. На основании этого постановления Военный совет Ленинградского фронта 3 сентября 1941 года возложил на Ладожскую военную флотилию и Северо-Западное речное пароходство осуществление и обеспечение перевозок грузов для Ленинграда по Ладожскому озеру.

Тогда в наших руках оставался участок западного побережья Ладожского озера от истока реки Невы до устья реки Авлоги (Никулясы) протяженностью около 65 километров, а на юго-востоке —«побережье озера от устья реки Назии до устья реки Свири.

Через эту небольшую мелководную акваторию в южной части Ладожского озера, не имевшую ни портов, ни подъездных путей, нужно было в кратчайший срок организовать снабжение осажденного Ленинграда. К осуществлению этой задачи были привлечены все оказавшиеся в бассейне Ладоги силы и средства Ладожской военной флотилии и Северо-Западного речного пароходства — боевые корабли, военные транспорты, вспомогательные суда, речные и озерные буксиры, баржи,

12 сентября 1941 года буксирный пароход «Орел» привел на дикий рейд к маяку Осиновецкий первые две баржи с хлебом для блокированного Ленинграда. Караван охраняли сторожевой корабль «Конструктор» (командир — капитан 2-го ранга Г. А. Зеланд) и канонерская лодка «Шексна» (командир—старший лейтенант И. Т. Евдокимов). На баржах находилось 800 тонн зерна. В этот же день сторожевой корабль «Пурга» (командир — капитан-лейтенант С. В. Семенов) доставил в Осиновец 60 тонн боеприпасов, после чего принял на борт эвакуированных женщин и детей и перевез их в Новую Ладогу.

Так началось снабжение блокированного города продовольствием, горючим, боеприпасами и другими материалами. Так стала действовать Ладожская фронтовая коммуникация блокированного Ленинграда,

Грузы в Ленинград шли длинным и сложным путем. Из глубинных районов страны по железной дороге через Вологду, Череповец и Тихвин они доставлялись на железнодорожную станцию Волхов, Затем вагоны подавались на речную пристань Гостинополье, где продовольствие и боеприпасы переваливались на речные баржи и по реке Волхову отправлялись в Новую Ладогу, Здесь они перегружались на озерные баржи, частично на военные корабли флотилии и через Ладожское озеро направлялись в Осиновец. В Осиновце разгрузка производилась на рейде, грузы с помощью рейдовых буксиров, мотоботов и шлюпок доставлялись на берег и грузились в вагоны узкоколейной дороги, проложенной от строящегося в Осиновце причала до станции Ладожское Озеро. И наконец, на станции Ладожское Озеро они перегружались в вагоны пригородной железной дороги, которые шли в Ленинград.

Для ускорения перевозок и увеличения их объема в Осиновце, в бухте Морье и других местах строились причалы и подъездные пути, производились дноуглубительные работы, устанавливалось навигационное ограждение.

К перевозкам по Ладожскому озеру были привлечены не только военные транспорты и буксирные суда, но и боевые корабли Ладожской военной флотилии — канонерские лодки, сторожевые корабли, тральщики и другие суда. Они привлекались к буксировке барж и сами загружались продовольствием, боеприпасами и другими материалами. Обратные рейсы использовались для эвакуации населения, оборудования, оперативных перевозок войск.

Несмотря на все это, запасы продовольствия в Ленинграде сокращались, оружия и боеприпасов не хватало, и значение перевозок по Ладожскому озеру все более и более возрастало.

Это быстро поняли и враги. Фашистская авиация непрерывно наносила бомбовые удары по портам, перевалочным базам, складам, конвоям во время перехода озером. Только в октябре 1941 года на строящийся порт Осиновец немецкая авиация совершила 58 налетов, в которых участвовало около 300 самолетов. Самоотверженно боролись о авиацией противника боевые корабли Ладожской военной флотилии. Лишь за период с 5 по 17 октября канонерская лодка «Вира» под командованием капитан-лейтенанта А. И. Дудника отразила более 35 налетов немецких бомбардировщиков Г-88. Защищая Ладожскую водную коммуникацию, в 1941 году погибли канонерская лодка «Олекма», тральщик ТЩ-122, катер МО-216, спасательное судно «Водолаз». Получил тяжелые повреждения сторожевой корабль «Конструктор», на котором погибло 170 родных и близких рабочих завода «Большевик», эвакуируемых в глубинные районы страны, и 34 члена команды корабля.

И все же, несмотря на вражеские налеты, несмотря на осенние штормы и рано начавшийся в том году ледостав (во второй половине ноября толщина льда на озере достигла 20 сантиметров, а в местах торошения —80 сантиметров), перевозки по озеру продолжались.

22 ноября 1941 года началась транспортировка продовольствия по ледовой дороге, проложенной по льду Ладожского озера от Кобоны до деревни Коккорево. От моряков Ладожской военной флотилии и личного состава судов Северо-Западного пароходства ответственную, тяжелую н почетную эстафету—снабжение осажденного Ленинграда — приняли наши боевые товарищи — дорожники и водители автомашин военно-автомобильной дороги ВАД-102. Но н после этого перевозки водным путем не прекращались. Количество грузов» поступавших в Ленинград, не могло удовлетворить всех потребностей города-фронта. Это усугублялось еще тем, что в начале ноября фашисты захватили Тихвин и оборвали железнодорожное и автомобильное сообщение Приладожья со страной.

Ленинград голодал. 20 ноября были установлены самые низкие за всю блокаду нормы снабжения: рабочие получали 250 граммов хлеба, все остальные — по 125 граммов. Других продуктов почти не выдавалось.

23 ноября 1941 года Военный совет Ленинградского фронта передал командующему Ладожской военной флотилией капитану 1-го ранга В. С. Черокову телеграмму, в которой говорилось: «Продолжать до последней возможности перевозки грузов канлодками и транспортами из Новой Ладоги в Оси-новец и обратно». И перевозки продолжались, несмотря на неимоверно трудные условия плавания.

Последний конвой в составе канонерской лодки «Вира», военных транспортов «Чапаев» (командир — старший лейтенант И. В. Дудников), «Вилсанди» (командир —капитан 2-го ранга М. С. Котельников), тральщиков ТЩ-86 и ТЩ-126 вышел из Новой Ладоги 27 ноября. Четверо суток они пробивались сквозь льды к бухте Морье, но подойти к берегу так и не смогли. Зажатые льдами, корабли и суда были вынуждены зимовать в 3—б километрах от бухты Морье. Не смогли пробиться через ледовые поля и вмерзли в лед в этом же районе канонерские лодки «Бурея», «Нора», «Селемджа», сторожевой корабль «Пурга» и другие.

Продовольствие, доставленное этими кораблями, выгружалось на лед и на конных повозках н автомашинах доставлялось на берег.

Так завершилась первая военная навигация по Ладожскому озеру осенью 1941 года.

С 12 сентября по 1 декабря суда Северо-Западного речного пароходства и корабли Ладожской военной флотилии доставили в осажденный Ленинград более 60 тысяч тонн грузов, в том числе 45 тысяч тонн продовольствия, Ленинградскому фронту было доставлено 4,5 тысячи винтовок, тысяча пулеметов, около 10 тысяч артиллерийских снарядов, более 108 тысяч мин, 114 тысяч ручных гранат и 3,5 миллиона патронов. Из Ленинграда на восточное побережье Ладожского озера водным путем было эвакуировано около 33,5 тысячи человек.

И все, кто участвовал в этих нелегких операциях на Ладоге, через всю жизнь пронесли чувство гордости исполненного долга: каждый килограмм хлеба, каждый снаряд, доставленный в Ленинград, помогали родному городу выстоять и победить.

Ветераны Ладожской военной флотилии:

Г. СТЕПАНОВ,
вице-адмирал запаса,
Е. СИЛЬНОВ,
капитан 1-го ранга в отставке,
В. ГАРИН, капитан 2-го ранга в отставке




<< Назад Вперёд >>