Когда в августе 1941 года фашисты подступали к столице Советской Эстонии, перед Советским командованием встала очень трудная задача — вывезти раненых, женщин, детей, воинские подразделения, а также наиболее важные материальные ценности из города. Выполняли эту задачу главным образом бывшие гражданские суда. Им предстояло совершить труднейший переход под фашистскими бомбами и снарядами, через минные поля, подвергаясь непрерывным атакам немецких боевых кораблей. В эвакуации Таллина приняло участие 29 крупных транспортных судов. Двадцать пять погибли при переходе, три выбросились на берег возле острова Гогланд, и только один дошел до Ленинграда — пароход «Казахстан».
28 августа 1941 года «Казахстан» одним из последних уходил из Таллина. Уже в город ворвались фашисты и их танки прямой наводкой обстреливали суда, а последние защитники города давали по фашистам последние залпы. Воины, вкатывая на «Казахстан» орудия и минометы, тут же брались за винтовки, чтобы прикрыть других солдат и командиров, карабкавшихся по штормтрапам на отходящий пароход. Всего на борту «Казахстана» находилось 3600 человек, в том числе много раненых, женщин и детей.
Не успел «Казахстан» отойти от порта, как ему уже пришлось отражать первую атаку вражеской подводной лодки, после чего атаки фашистских боевых кораблей (главным образом торпедных катеров и подводных лодок) практически не прекращались. Маневрировать приходилось в сплошных минных полях... Очень мужественный человек вел пароход — капитан Вячеслав Семенович Калитаев.
...Впередсмотрящие увидели по правому борту два немецких торпедных катера, которые выпустили по торпеде. Но — великолепный маневр Калитаева, и смерть прошла мимо. Спустя полчаса — новая атака, в которой на этот раз приняли участие шесть катеров. Два из них удалось отогнать, но четыре, приблизившись, выпустили по торпеде. Опять маневр «Казахстана», и торпеды прошли мимо.
Однако главные испытания были еще впереди. Над «Казахстаном» появились самолеты с черной свастикой. Море закипело от разрывов бомб. Зенитный огонь «Казахстана» не мог противостоять натиску авиации. Фашисты выходили из пике буквально над мачтами парохода. Одна из бомб (а всего их было сброшено около ста!) разорвалась в машинном отделении. Огненный пояс разделил судно на две половины. Пламя объяло среднюю надстройку, вышли из строя паровой котел и рулевое управление, пожарный и паровой трубопроводы.
Положение было катастрофическое. К тому времени из 35 членов экипажа в живых оставалось всего семь во главе со вторым штурманом Леонидом Наумовичем Загорулько. Судно потеряло ход, пожарные насосы не работали. Но балтийцы не пали духом. «Целью жизни оставшихся моряков «Казахстана»,—вспоминал впоследствии Загорулько,— было довести пароход до Ленинграда и спасти тысячи людей от гибели. Мы приняли это решение без колебаний».
Прежде всего нужно было во что бы то ни стало любыми средствами погасить огонь. Да, насосы не работали, но в воде, в доброй балтийской воде, недостатка не было. Моряки и солдаты на шкертах черпали ее из-за борта касками и ведрами и неутомимо боролись с пламенем. Рискуя жизнью, люди тушили загоревшиеся ящики со снарядами и гранатами. Понадобилось девять часов изнурительного и смертельно опасного труда, но пожар был ликвидирован.
Над пароходом появилась новая группа вражеских самолетов. Но моряки обманули фашистских пилотов. С помощью дымовых шашек они устроили такой «пожар», что немцы решили: здесь им больше делать нечего — и улетели искать другую добычу. В тот же день в сводке о положении на русском фронте по немецкому радио было официально объявлено о,гибели «Казахстана».
А пароход жил. Солдаты под руководством старшего механика Владимира Антоновича Фурсы ведрами (!) залили котел водой, затем развели пары, и «Казахстан» взял курс на Ленинград. Еще немало трудностей и опасностей преодолело судно, но рейс был завершен благополучно. ..,,, Все оставшиеся в живых члены экипажа перешли на другие корабли и самоотверженно продолжали борьбу с ненавистным врагом. В частности, штурман Загорулько принял участие в морском бою со знаменитым фашистским рейдером «Адмирал Шпеер», а впоследствии стал капитаном дальнего плавания, а В. А. Фурса — механиком-наставником. Хорошо послужили на флоте и другие члены экипажа «Казахстана».
А в 1943 году на Канонерском заводе в Ленинграде, в суровых условиях блокады, началось восстановление прославленного парохода. И подвиг судоремонтников не уступил подвигу моряков! Не хватало материалов, оборудования. Люди работали сверхурочно, в выходные дни, устраивали специальные воскресники по заготовке лесоматериалов для израненного парохода. «Казахстан» был восстановлен и еще славно послужил своей Родине.
Давно отгремели бои. По голубым дорогам Балтики спокойно идут-пассажирские лайнеры, сухогрузы, танкеры, рыболовные траулеры. Море не земля, оно не сохраняет следов далеких битв, но люди никогда не должны забывать подвиг «Казахстана».
С. БЕЛКИН,
инженер-кораблестроитель