Молодая Гвардия
 

К. Зелинский
А.А. ФАДЕЕВ.
(Критико-биографический очерк)

Глава IV
ПОЭМА О МОЛОДЕЖИ (4)

А. Фадеев как художник увидел прекрасные лица своих героев и живыми сумел показать их читателю. Он широко развернул горизонты их частных связей и бытовых отношений. Он показал как арену их деятельности всю нашу страну и прежде всего тот кусок ее, где они жили. Перед нами Донбасс, украинская земля. Автор сумел простыми и точными словами обрисовать шахтерский город, показать его дома, стандартные постройки, учреждения, школы. Он показал палисадники, улицы, парк с акациями и вишнями. Он открыл свой роман картиной купания, затем вывел своих героев в бескрайнюю донецкую степь. Он показал ее суровость и ее красоту. В самой картине отхода населения перед наступающим врагом разлита не только атмосфера драматизма, но передано чувство громаднейших пространств, вернее, просторов нашей родины.

Автор вывел на страницы своего произведения людей всех поколений. В романе «Молодая гвардия», в сущности, представлено все советское общество, жизнь всего нашего государства, но лишь отраженная в одном куске этой жизни. И все же многое, притом существеннейшее, оказалось вне поля внимания автора. И вот здесь в защиту правды жизни, в защиту социалистического реализма выступила партийная печать.

В статье «Правды» «Молодая гвардия в романе и на сцене» было сказано об огромном обаянии его основных героев, славных комсомольцев Краснодона. «Правда» писала, что благодаря книге Фадеева миллионы читателей в СССР и за рубежом узнали о подвиге Олега Кошевого и его товарищей, узнали и полюбили их. «Созданные писателем с искренней теплотой образы героических комсомольцев Краснодона увлекают своей правдивостью, глубоким патриотическим чувством». Но отсюда еще вовсе не следовало, что хорошему роману нельзя было предъявить новых требований.

Что было отмечено в статье «Правды» в качестве главного недостатка романа «Молодая гвардия»? В статье говорилось: «Писатель ставил перед собой задачу показать героизм комсомольцев, молодую гвардию Краснодона. Он внимательно, с увлечением, с подлинной страстью художника изучал материалы, он старался проникнуть в самую глубь молодежной подпольной организации и в души юношей и девушек, беседовал с немногими оставшимися в живых участниками организации «Молодая гвардия». Ему удалось воссоздать облик героев Краснодона. Но из романа выпало самое главное, что характеризует жизнь, рост, работу комсомола,— это руководящая, воспитательная роль партии, партийной организации. .. В романе Фадеева есть отдельные большевики-подпольщики, но нет большевистского подпольного «хозяйства», нет организации. Нет ее потому, что при таких подпольщиках, какие показаны у Фадеева, его и не может быть». Почему не может быть? А потому, что Валько, Лютиков, Шульга — все это не хозяева в своем районе, которые, судя по роману, не знают по-настоящему обстановки и преглупо попадают в ловушку врага. Чем объясняется ошибка писателя? «Объясняется это тем, что Фадеев во многом действительно глубоко проник в жизнь комсомольской организации, а в жизнь подпольной большевистской организации не проникал и ограничился поверхностным наблюдением, лишь случайными материалами»

Как на недостаток романа указывалось на несоответствие некоторых слов и мыслей героев их возрасту и внутреннему облику.

Таким образом, партийная печать предъявила писателю упрек совершенно определенный и четкий: в недостаточно полном изучении и охвате действительности.

Почему же А. Фадеев допустил одностороннее освещение краснодонских событий, показав только действия комсомольской ор-ганизации и упустив из виду партийную организацию? На то было несколько причин.

Одна из них заключалась в отсутствии у автора в тот период, когда он писал роман, полной ясности в вопросе о действиях большевистской подпольной организации в Краснодоне.

Дело в том, что А. Фадеев на первых же порах пришел к выводу, что партийные руководители в Краснодоне не сумели оказать должной помощи молодогвардейцам. Эта ошибка содержалась уже в статье А. Фадеева «Бессмертие», посвященной молодогвардейцам и напечатанной в «Правде» в день опубликования указа о награждении. А. Фадеев писал в этой статье: «Люди старших поколений, оставшиеся в городе Краснодоне для того, чтобы организовать борьбу против немецких оккупантов, были скоро выявлены врагом и погибли от его руки или вынуждены были скрываться. Вся тяжесть организации борьбы с врагом выпала на плечи молодежи. Так осенью 1942 года сло-жилась в городе Краснодоне подпольная организация «Молодая гвардия».

Это была наша советская молодежь, которая растет вокруг нас, воспитывается в советской школе, пионерскими отрядами, комсомольскими организациями. Враг стремился истребить в ней дух свободы, радость творчества и труда, привитые советским строем. И в ответ на это юный советский человек гордо поднял свою голову». В этих словах, в сущности, уже содержится в зародыше идейный замысел будущего романа «Молодая гвардия» и с его поэзией и с его ошибками.

Фадеев увлекся идеей изобразить чудесную советскую молодежь, оставшуюся одну, без взрослых, но тем не менее сумевшую выказать такое величие духа, которым могут гордиться и взрослые. Автор «Молодой гвардии» увлекся своими героями, в которых словно ожили воспоминания его боевой юности.

Но автору романа вовсе не нужно было; прибегать к художественному вымыслу, чтобы изобразить типическую ситуацию в Краснодоне. Наоборот, художественным вымыслом оказался тезис о том, что старшее поколение провалилось. На самом деле в Краснодоне существовала и действовала подпольная большевистская организация. Она-то и организовала молодежь, помогала созданию «Молодой гвардии» и руководила ею. В архивах Ворошиловградского обкома ВКП(б) собрано и хранится множество документов, всесторонне рисующих деятельность этой подпольной большевистской партийной организации. Часть из этих документов уже опубликована, была использована и в научной работе — историками и филологами.

Вот почему нельзя считать каким-то творческим насилием над собой, что Фадеев во втором варианте «Молодой гвардии» заинтересовался и этими новыми, ранее упущенными им материалами. Как художник Фадеев при этом пережил поистине трагические трудности, меняя замысел романа. Но пошел навстречу этим трудностям Фадеев совершенно искренне, как коммунист.

Все наиболее существенное, что относится к деятельности подпольного большевистского руководства, в частности в Краснодоне, было опубликовано в статье секретаря Ворошиловградского обкома КП(б) Украины А. Гаевого «Они идут с нами». А. Гаевой рассказывает в своей статье о том, как партийные организации Ворошиловградской области перед приходом гитлеровских оккупантов отобрали и оставили для работы в тылу врага сотни людей. «Секре-тарем подпольного обкома партии был утвержден Степан Емельянович Стеценко, ныне секретарь Черновицкого горкома КП(б)У. Руководители подпольного обкома находились в партизанских отрядах, они располагали густой сетью связных, знали, где оформлены конспиративные квартиры, осуществляли руководство через подпольные партийные комитеты.

В частности, в Краснодон в мае и в июне 1942 года (а немцы заняли Краснодон 12 июля 1942 года) вместе с работниками подпольного обкома приезжал бывший секретарь ЦК КП(б)У Д. С. Коротченко. Приезд товарища Коротченко ускорил оформление Краснодонской подпольной партийной организации. Руководителем подпольной партийной организации был утвержден Филипп Петрович Лютиков, бывший начальник механического цеха центральных мастерских треста «Краснодонуголь». Потомственный шахтер, участник партизанских отрядов еще в годы гражданской войны, Ф. П. Лютиков был известным и уважаемым человеком в Краснодоне, где жил с 1934 года. В партию Ф. П. Лютиков вступил в 1924 году по Ленинскому призыву. В Краснодоне Лютиков был тесно связан с шахтерской молодежью, «много лет подряд руководил курсами техминимума, на которых обучались молодые специалисты-угольщики, нередко выступал на школьных вечерах с воспоминаниями». Несмотря на то, что Ф. П. Лютиков был широко известен среди населения, он остался в оккупированном городе и возглавил подпольную работу. У него был свой план действий, который он с успехом и осуществлял.

Ближайшим помощником Лютикова был другой коммунист — Николай Петрович Бараков, прибывший в Краснодон незадолго до войны. А. Гаевой рассказывает о Николае Баракове, как он еще в 1923 году, будучи малограмотным пареньком, отгружал породу на шахтах «Красного луча». «Там его приняли в комсомол, учили на курсах. Он стал врубмашинистом. А потом по путевке комсомола юноша уехал в вуз. После окончания Днепропетровского горного института инженер работал на крупнейших шахтах Донбасса — «Смолянке», имени Челюскинцев». В Краснодоне Бараков работал главным механиком шахты имени Энгельса. Бараков был участником войны против белофиннов. Как прекрасный спортсмен, лыжник, он командовал пулеметной ротой на Карельском перешейке. Много раз водил своих бойцов в атаку, был ранен. В первые же дни Великой Отечественной войны он снова добровольно отправляется на фронт. В боях за Днепр получил тяжелое ранение. В начале 1942 года был отозван из рядов Красной Армии, как специалист угольной промышленности. Он вернулся снова в Краснодон. Ворошиловградский обком, подбирая ближайшего по-мощника Лютикова, остановился на Баракове также и потому, что Н. П. Бараков был инженер с широким образованием, прекрасно владевший немецким языком.

«Сдав на хранение райкому КП(б)У свои партийные документы, Лютиков и Бараков приняли текст клятвы, которую принимали все коммунисты, посылаемые в подполье». А. Гаевой пишет: «Как свидетельствуют оставшиеся в живых молодогвардейцы, Лютиков помог комсомольцам составить и текст клятвы. Не случайно клятва молодогвардейцев (она полностью приведена в романе А. Фадеева.— К. 3.) с незначительными изменениями повторяет текст присяги коммунистов-подпольщиков.

«— Не забывайте,—говорил нам Филипп Петрович,— вспоминает Иван Туркенич,— и стены имеют уши. Враг хитер. Помните: бдительность — мать подполья. Помните, как погиб Василий Иванович Чапаев. Он погиб потому, что его дозоры уснули и близко подпустили неприятеля. Будьте начеку ночью и днем. Оплошность будет стоить крови».

Иван Туркенич рассказывал в своих воспоминаниях, что Лютиков учил молодежь, как надо работать среди шахтеров: «Не забудьте, что, кроме города, есть еще шахты. Поройтесь там. Вы найдете крепких помощников. Пускайте свои щупальца в ход». А. Гаевой писал: «Оставшиеся в живых молодогвардейцы указывают, что в беседах с молодежью Лютиков часто обращался к истории партии, к истории революционного движения в Донбассе... Эти беседы производили огромное впечатление на молодежь, имели большое воспитательное значение».

Вся деятельность «Молодой гвардии» развивалась по плану, который составил Лютиков. Сначала — распространение листовок, оформление и расширение организации, подпольная типография, сбор оружия, отдельные боевые выступления против фашистских захватчиков, связь с партизанами. Всем этим руководил Лютиков. В декабре Лютиков и подпольный большевистский штаб (Соловьев, Румянцев, Дымченко, Тулуев, Соколова) пришли к необходимости организовать вооруженное выступление против гитлеровского гарнизона. Именно в связи с подготовкой такого вооруженного выступления молодогвардейцы приступили к добыче оружия.

Ф. П. Лютиков, Бараков, Соколова, Дымченко и другие были захвачены 9 января 1943 года волной арестов, предпринятых гитлеровцами в ответ на действия большевиков-подпольщиков (поджог биржи труда и др.). Большевики-подпольщики не были раскрыты и не провалились. Они попали в ту массу людей, которых без разбору хватали озверевшие гитлеровцы, не понимавшие, что творится вокруг них, и напуганные гулом пушек уже приближавшейся Советской Армии. Как ни пытали гитлеровские изверги Ф. П. Лютикова и его товарищей, они не добились от них ни одного слова. Ф. П. Лютиков и его товарищи после более чем месячных пыток были казнены так же, как и молодогвардейцы: их сбросили в шурф шахты № 5. Вполне естественно было ждать от автора документального романа, что он не пройдет мимо этих фактов. Ведь до своей гибели Ф. П. Лютиков, Н. Бараков и их товарищи по подполью, коммунисты, были головой и душой всего того, что описано в романе А. Фадеева «Молодая гвардия».

Такова та действительность, которая ускользнула от внимания автора, за что партийная печать и подвергла роман критике. Естественно, что, приступая к переработке своего произведения, А. Фадеев не мог не обратиться в первую очередь к этим документам и фактам, чтобы в свете их заново пересмотреть свой труд. И действительно, именно это постарался в первую очередь изучить и осветить художник, этот материал ввести в свой роман.

И вот перед нами литературный факт — второе рождение романа «Молодая гвардия». Жизнь, сама действительность, еще раз вошла в него в еще более глубоком и обширном смысле и рассеяла некоторые субъективные увлечения, пристрастия. Она исправила сюжет романа и некоторые черты, его героев. То непередаваемое свечение поэзии молодости, которое было присуще первому варианту и о котором писала одна учительница из Кинешмы автору романа: «В Вашем произведении много молодости и солнца»,— не только осталось в романе, оно: даже усилилось. Оно берет начало от повышенного, необычайного ощущения жизни, охваченной высокой идеей, от влюбленности в нашу чудесную молодежь, замечательных советских людей, от ощущения правды и красоты, в них заключенной, словом, от всего того, что является романтикой самой жизни. Это не было надуманным, субъек-: тивным романтизмом. Нет, это действительно шло от героического мироощущения нашей действительности, которое присуще Фадееву как художнику, которое и внушено ему самой действительностью.

И вот в обновленный роман вместе с Филиппом Петровичем Лютиковым приходит другая струя романтики самой жизни.

<< Назад Вперёд >>