Молодая Гвардия
 

К. Зелинский
А.А. ФАДЕЕВ.
(Критико-биографический очерк)

Глава III
РОЖДЕНИЕ ЭПОПЕИ (3)

Показывая громадное значение в жизни коммуниста пролетарского товарищества, значение партийной спайки и партийного руководства, А. Фадеев в «Последнем из удэге» в то же время в качестве решающей черты человеческого облика коммуниста выдвигает его несгибаемую идейность и принципиальность. Именно эта черта характера — последовательная принципиальность, заставляющая рвать, если это вызывалось необходимостью, во имя идеи даже с самыми близ-кими людьми,— всегда составляла главную черту характера всякого подлинного русского революционера. Идейность и принципиальность характеризуют духовный облик Белинского и Чернышевского. Герцен говорил о Белинском, что он «человек экстремы», человек крайностей, во всем идущий до конца. А Белинский писал Боткину, что он «с филистимлянами (то есть реакционными славянофилами.—К. 3.) за один стол не сядет».

Вся деятельность Коммунистической партии — это есть образец глубоко принципиальной политики, ставящей интересы народа и дело коммунизма выше любых других человеческих отношений.

В изображении взаимоотношений Петра Суркова и Алеши Маленького, героев «Последнего из удэге», мы видим одну из первых попыток в советской литературе показать значение для человека партийной принципиальности, возвышающей его в нравственном отношении (первой по времени попыткой этого рода является изображение взаимоотношений Чапаева и Клычкова в романе Д. Фурманова «Чапаев»).

Страстность, прямолинейность, готовность поступиться любыми «биографическими нежностями» — вот что характеризует героев Фадеева, когда они защищают интересы народа, свою принципиальную позицию. А ведь и Петр Сурков и Алеша Маленький действительно вправе испытывать друг к другу «биографические нежности», потому что их жизни, как и жизни их отцов, были глубоко переплетены корнями дружбы, и личной и социальной спайки.

Другой пример. Так же, как Петр Сурков готов рвать узы большой и глубокой дружбы во имя идейных, принципиальных интересов, то есть интересов народа, так же точно он готов смять и свое светлое чувство к Лене. Эпизод, рисующий сложные, противоречивые чувства притягивания друг к другу и отталкивания, вины и любви, вспыхнувшей и в Петре и в Лене, обрисован в романе с большой психологической глубиной. Лена тонко подметила в Петре Суркове, что его положение вождя и руководителя порой диктовало ему необхо-димость держать себя все время под контролем, так, чтобы все в нем отвечало тем ожиданиям, которые возлагаются на него окружающими. Ho Лена увидела в этом только стремление показаться перед нею и его товарищами «более монументальным». И чтобы сломить эту «монументальность», Лена идет на то, чтобы унизить Петра, напоминая ему, как в детстве Петр с матерью приходил просить Гиммера походатайствовать об оставлении его в коммерческом училище (Петра выгнали оттуда за то. что он избил сына Гиммера). И Лена бросает в лицо Петру Суркову злые, несправедливые и безобразные слова: «Теперь вы сами получили право унижать людей, а ваша мать, возможно, и сейчас сидит в чьей-нибудь передней». Эти несправедливые слова, задевающие святая святых Петра Суркова — его человеческое достоинство, его гордое самосознание рабочего человека,— разом подсекают всю ту нежность, которая была в его отношении к Лене. Во весь рост в нем просыпается «сын нужды и борьбы».

«Мясистое лицо Петра вдруг все покрылось бурыми пятнами. Он осторожно, обеими руками, положил пресспапье на стол и вышел из комнаты.

«На что замахнулась! — гневно думал он, с мучительной жалостью вспоминая мать свою, как он видел ее в последний раз за столом, пьяную, в нижней рубашке, с опухшими ногами.— Вы никогда не знали, что такое нужда, вы не сделали ни одной вещи своими руками, прекрасная барышня, и вы беретесь рассуждать о жизни! — гневно думал Петр.— Да, да, вы благородная барышня, как же. Вы обвиняете меня в бесчеловечности, в неправде. Но грош цена вашей правде! Даже самые дурные страсти лучше вашей правды на тонких ножках! ..»

А. Фадеев раскрывает еще одну важную черту в духовном облике Суркова. Эта черта — глубокая любовь к родине. Патриотизм Суркова естественно дополняет его верность партии, его идейность и принципиальность, его готовность не щадить себя в борьбе за дело рабочего класса, за дело всего народа. В «Последнем из удэге» есть выразительный эпизод, рисующий встречу представителей американского командования — майора Грехэма и переводчика, американского лейтенанта,— с Петром Сурковым. Сурков сразу разгадал, что желание американцев встретиться с партизанским командованием было одним из маневров американских интервентов в целях «мирного» внедрения в страну. С великолепным чувством человеческого достоинства и национальной гордости разговаривает Петр Сурков с американцами, давая всем тоном своим и осанкой почувствовать, что он, Сурков, здесь хозяин на русской земле, он представитель народа. Целым рядом деталей А. Фадеев создает у читателя это впечатление от встречи двух людей, из которых один под маской уважения и вежливости хочет надуть другого, а другой это прекрасно понимает. И потому, что Петр Сурков в изображении художника все понимает, целая гамма его переживаний — от холода до веселости, от презрения до спокойной уверенности — передается читателю. Автор все время дает нам почувствовать, как, разговаривая с американцами, Петр Сурков ни на секунду не забывал, что перед ним интервенты. Например: «Здравствуйте»,— сказал Петр, холодно оглядывая лысеющее темя и двойной, гладко выбритый подбородок майора»; или: «Я не понимаю английского»,— холодно сказал Петр». Его одно--временно и злит и веселит вся эта сцена. «За полсотни пар ботинок купить хотят»,— весело изумился Петр»; или: «Вот купчишки проклятые!» — с веселым бешенством подумал Петр, и краска выступила на его кирпичных щеках».

Рисуя духовный облик рабочего-коммуниста, вожака народных масс, А. Фадеев находит художественные средства, чтобы передать исключительную слитность, единство его идейных устремлений и его душевных эмоциональных движений. Любопытны и те физические приметы, какими наделил автор своего героя. Петру Суркову свойственно сразу загораться и вспыхивать под действием разных впечатлений жизни. И тогда его лицо сразу наливается краской, делается «багровым» или «кирпичным», покрывается пятнами. Он страстен до бешенства. И в то же время, говорит о нем Фадеев, «в движениях его не чувствовалось внутренней свободы. Он точно всегда помнил, что на него смотрят». Мужественный и сильный человек, Петр Сурков чист и искренен во всех своих жизненных проявлениях. Кржижановский рассказывает в своих воспоминаниях о Ленине, что все духовное и физическое существо Ленина напоминало ему одно положение известного хирурга Бильрота. Бильрот говорил, что высшая человеческая одаренность проявляется в исключительной чистоте и полноте всех жизненных функций человека. Всякое дело, за которое принимается гениально одаренный человек, он делает со всей полнотой самоотдачи и со всей силой увлечения: он до конца выявляет себя в политической борьбе, в науке, в личных отношениях, даже в игре.

Эти черты духовного облика Человека с большой буквы мы находим и в облике Петра Суркова. Эти черты партийной прин-ципиальности и большевистской страстности нашли свое высшее выражение в деятельности руководителей нашей партии. Таким был, например, Ф. Дзержинский.

Ф. Дзержинский писал в одном из писем к жене, когда был на посту председателя ВЧК: «Я нахожусь в самом огне борьбы. Жизнь солдата, у которого нет отдыха, ибо нужно спасать наш дом. Некогда думать о своих и о себе. Работа и борьба адская. Но сердце мое в этой борьбе осталось живым, тем же самым, каким было и раньше. Все мое время — это одно непрерывное действие, чтобы устоять на посту до конца. .. Мысль моя заставляет меня быть беспощадным, и у меня твердая воля идти за мыслью до конца. .. Моя воля — победить, и, несмотря на то, что весьма редко можно увидеть улыбку на моем лице,— я уверен в победе этой мысли и движения, в котором я живу и работаю».

Этим пафосом бесконечной преданности делу рабочего класса дышит и весь облик Петра Суркова.

Наряду с образом Петра Суркова значительную роль в романе, в его идейном замысле, играет образ Алеши Чуркина (или Алеши Маленького). Алеша Маленький — член областкома. Если в Петре Суркове на первый план выступают такие черты, как воля, целеустремленность, даже некоторая тяжеловесность (что гармонирует и с его физическим обликом, каким он рисуется в романе: «Петр был коротконог, тяжел и лицом и телом»), Алеша Маленький, наоборот, че-ловек более гибкий и тонкий. Он говорит «тоненьким голоском», но силой своей логики л убеждающей интонации Алеша Маленький мог «брать в плен» большие собрания людей. Это человек большой внутренней интеллигентности, человек начитанный и всесторонне одаренный. Это настоящий рабочий самородок. Главная черта, которая характеризует Алешу,— это скромность и постоянное стремление остаться в тени, ни в чем не выпячивать свою личность. Его, простого рабочего, природа наделила многими талантами. Кроме того, Алеша Маленький прекрасно разбирается в вопросах экономики и сельского хозяйства. Он также интересуется медициной. Алеша Маленький мягче и пластичнее Суркова в обращении с людьми. Но он так же принципиален. Петр Сурков глубже погружен в практику самой борьбы. Алеше Маленькому свойственно и помечтать, заглянуть в завтрашний день. Если Петр Сурков прямолинеен, то Алеша Маленький, как политик, в своих действиях, в споре не всегда выдает свои мысли сразу. Он не без лукавства.

<< Назад Вперёд >>