Молодая Гвардия
 

Л.Арнштам и Б. Чирсков
КТО ОНА?
(Зоя Космодемьянская)
Киносценарий.
(58-68)


58. - И я, конечно, виноват! Я это сознаю! - говорит Борис.

В пионерской комнате заседает комитет комсомола школы. Здесь комсомольцы из разных классов. В глубине за столом комсорг - молодой учитель, секретарь. У стола стоит Борис. Он смущен и поэтому старается говорить развязно.

А на первом плане сидит, отвернувшись от Бориса, Зоя. Голова у нее опущена.

— Дело было так.. — говорит Борис, не глядя в сторону Зои. — Мы с Васильевым стали строить буер...

— Буер? — удивлено переспрашивает комсорг.

— Ну да, буер... к зиме, на Химках... ну и очень увлеклись... И просто у меня нехватало на все времени... А тут еще одна старуха сказала, что ей пора в могилу, а не учиться... Ну и я... — Борис чувствует, что он запутался. - В общем все! — махнув рукой, он садится.

— Ну, что скажет групорг? — задает вопрос комсорг.

Зоя встает. Ей явно очень трудно.

— Фомин не выполнил взятых на себя обязательств... — тихо говорит она. — Кроме того, он, комсомолец, поступил нечестно... соврал! Я считаю, что ему надо дать выговор... строгий!

Зоя упрямо опускает голову.

Наплыв.



59. После комитета Зоя идет вдоль линии окон по пустынному, освещенному лишь дежурной лампочкой, коридору школы,

- Заяц, постой! — догоняет ее Борис.

Зоя останавливается.

— Я с тобой не разговариваю! Уйди! — бросает она ему через плечо.

— Но почему, Зайчик? — У Бориса очень несчастное лицо. — Я же получил выговор, теперь все в порядке!

— Пойми... — говорит Зоя. — Ты мне больше не друг! Понимаешь, не друг!

— Как не друг?!

Но Зоя не слушает его:

— Нет! Ну, как ты мог, как ты мог врать мне, глядя прямо в глаза?

Зоя чуть не плачет от обиды. Она утыкается головой в темную оконную раму.

— Заяц! — в совершенном отчаянии трогает ее плечо Борис. — Я ведь тебе не как другу соврал, а как группоргу. Это мы по комсомольской линии поссорились, а по-другому... — чорт знает какую чушь порет Борис.

— Ну, знаешь!—перебивает его возмущенно Зоя. — У меня другой линии нету!

И она, сорвавшись с места, уходит, а Борис глядит ей вслед.

— К чорту!—вдруг решительно произносит он.

Наплыв.



60. И вот Зоя подымается все по той же черной лестнице. Подмышкой у нее кипа тетрадей. У самой двери в красный уголок несколько тетрадок, выскользнув из ее рук, падают. Она нагибается, собирает их, и вдруг рядом с ней оказывается Борис. У него тоже кипа тетрадок в руках. Он бросает на Зою уничтожающий взгляд.

— Собственно, куда вы торопитесь? — задает он Зое надменный вопрос.

— Как куда? На ликбез! — поднимает голову Зоя.

Борис так странно ведет себя, что Зоя глядит на него в совершенном удивлении.

— По-моему,— надменно тянет Борис, - это не входит в ваши обязанности. Можете отправляться домой!

И Борис, войдя в дверь, захлопывает ее перед зоиным носом. Зоя, немного растерявшись стоит перед дверью. Вдруг, опустившись на ступеньки, она начинает тихонько смеяться. Откуда-то сверху прыгнул ей под ноги кот.

Наплыв.



61. За столом четыре старухи склонились над тетрадками. Пятая — молодая женщина в платочке, и, очевидно, это ее годовалое дитя восседает рядом с тетрадкой на этом же столе. Прохаживается вдоль стола Борис.

— Сынок, а сынок!—подымает голову древняя старушка,— рука у меня дрожит...

Борис склоняется к ней:

— А вы не нажимайте так, бабушка! Не нажимайте! А палочки выводите прямее.

То и дело робко поглядывая на Бориса, водит старушка карандашом по бумаге. В заскорузлых пальцах сжимает она карандаш. Ложатся на бумагу косые палочки.

Наплыв.

И вот палочки становятся прямее.

Наплыв.

И рассыпаются буквами.

Наплыв.

А буквы складываются в строчки:

«На первых строках спешу тебя порадовать, дорогой мой сынок Вася, — большое у меня счастье. Пишу это письмо я сама—твоя мать – своей рукой. А за это скажи спасибо ребятам, которые...

Наплыв.



62. — Я тебя ужасно прошу, Заяц! Давай помиримся! Я больше так не могу! Просто не могу! — горячо говорит Борис

Угол тихого московского переулка. Вдали какая-то церковка. Снежные сугробы.

Отдаленно возникает нежная ясная тема музыки. Зоя улыбается из-под шапочки Борису и молча, подает ему руку. Он порывисто сжимает ее, и так они стоят— счастливые и неловкие. И вдруг робко говорит Зоя:

— Знаешь, Боря, я давно хочу спросить тебя, - что такое буер?

— Как, ты не знаешь?! — восклицает Борис.

Наплыв.



63. По снежному простору несется снежная лодка на парусах.

Сияет зоино лицо, запорошенное вихрем снега. Мелькнуло лицо Бориса.

- Правей держи, Петька, правей! — кричит он.

— Есть правей! — отвечает петькин басок.

Вихрем сорвало шапочку с зоиной головы. Развеваются по ветру ее волосы.

Медленное затемнение.

Надпись:

БЫЛА ЕЕ СЕМНАДЦАТАЯ ВЕСНА!



64. И сквозь надпись снова проступает школьная лестница. В наплыве она наполняется движением, шумом, голосами. Спускается стайка малышей, предводительствуемых Анной Сергеевной. Они что-то поют, смешно разевая рты. А какой-то нескладный подросток, держась за край перил, кричит, подняв голову кверху:

— Колька! Геометрию выдержал?

— Нет! — отвечает ему голос сверху. — Маяк велел осенью притти!

Пошли уже старшие — юноши, девушки. Спускается Зина.

Мы только успели услышать, как сказала она Верочке:

— Прямо не верится, что до осени мы уже не увидим школы...

— Да... еще один год, а потом разлетимся в разные стороны... — ответила Верочка.

И только успели уловить верочкин ответ, как уже вступает новый голос:

— А все-таки здорово противно, что сейчас по Парижу немцы разгуливают!

Это Юра говорит Петьке. Вот они! Оба в пиджаках, при галстуках, совсем взрослые молодые люди.

— Эх, — вздыхает Петька,—сейчас бы туда Д'Артанъяна, Арамиса и Портоса! Вот дали бы они им жизни! — петькин басок замирает где-то внизу.

Наконец, в толпе юношей и девушек — Зоя. Как она похорошела! Какая девическая нежность проступила за этот год во всем ее облике!

— Зайчик,— тихонько говорит ей. Борис, — уговор в силе! Помнишь? Целый день гулять, а вечером в театр. Ты не забыла?

И Зоя согласно и радостно кивает головой:

— Нет, нет не забыла... — замирает ее голос.

Они прошли. И вот уже новые лица — юноши, девушки...

Тихая прозрачная музыка.

Наплыв.



65. Они гуляют. Старые приятели — не в первый раз рядом. И все-таки все в них полно новизной юной возмужалости: она — в доверчивой инстинктивной сдержанности девушки, она — в осторожной мягкости, с какой он идет рядом с нею, поддерживает ее руку.

Из наплыва в наплыв — пейзажи.

То мелькают их фигурки где-то на набережной Москва-реки...

То, бредут они вдоль кремлевской стены...

То видим мы их, задравшими головы на высокие краны. И под их ногами — взрыхленная земля строительной площадки Дворца Советов.

Или медленно проходят они мимо мавзолея, где спит Ленин.

Но всюду, где бы мы ни видали их в этот предзакатный час, — родная, близкая и любимая Москва ласково сопутствует им.



66. Бегущие вниз к реке ступени. Река. Контуры далеких труб электростанции.

Они у парапета. Зоя перевесилась через парапет и глядит на реку, на небо в облаках. Борис стоит, прижавшись к парапету боком.

Прозрачное и тихое ликование музыки.

А слова, с которыми Борис обращается к ней, до смешного просты и обыкновенны:

— А одну пуговицу, Заяц, я подобрал...

Зоя молчит, не оборачивается.

— А тебе так ничего и не сказал... И с тех пор я ее всегда таскаю с собой... Вот... — Борис извлекает из бокового карманчика пуговицу. = Погляди, если хочешь!

Зоя, обернувшись, поглядела на пуговицу в протянутой ладони Бориса.

— Честное слово, Зайчик, она мне приносит счастье!— снова прячет Борис пуговицу в карман.

Зоя застенчиво улыбнулась.

— Тебе, наверное, все это -смешно, — пожимает Борис плечами.

Зоя, вскинув голову, глядит в смущенные и ласковые глаза Бориса.

— Нет... мне ни чуточки не смешно! — искренне сознается она. И вдруг, словно чего-то застыдившись, порывисто отворачивается, быстро идет вдоль парапета.

На мгновение Борис застывает. У него совершенно счастливое лицо. Потом, сорвавшись с места, он бросается догонять ее.



67. Уходящая вверх линия огромной лестницы нового моста. Белые шары фонарей на мосту. Вечернее теплое небо. Зоя быстро сбегает по лестнице, останавливается над рекой. Борис догоняет ее,- забегает чуть перед ней, сбивчиво и горячо говорит:

— Слушай, Заяц! Я тебе ужасно благодарен за все, за все! И за то, что ты помогла мне с экзаменами, и за то. что дружишь со мной... Нет, я не то говорю.... Все это глупости! Дело в том, — с отчаянной решимостью восклицает он, — что мне с тобой интересно не только потому, что мы дружим... Я уже давно хочу тебе сказать...

Кажется, вот сейчас Борис скажет что-то совсем новое и окончательное. Но, поглядев в зоины немного испуганные, умоляющие глаза, он вдруг теряет всякую решимость.

— Я давно хочу тебе сказать, что... привык к тебе! — упавшим голосом неожиданно заключает он свою горячую филиппику.

И Зоя, облегченно вздохнув, ласково и благосклонно улыбается ему. Она, наверное, счастлива просто оттого, что еще могут длиться эти нежные минуты, когда все ясно без слов.

— И я к тебе привыкла! — доверчиво говорит она и присаживается на ступеньку.

Он опускается перед ней, глядит ей в лицо, и они молчат, застенчиво улыбаясь друг другу. А потом, нежно коснувшись ее руки, он тихонько спрашивает:

— Тебе сейчас хорошо?

— Очень! — отвечает она.

И снова молчат. А там, наверху, вспыхнула цепь фонарей на мосту.

— А что если всегда... вот так, как сейчас... — тихонько говорит Борис. — Может быть, это и есть счастье?

— Может быть... — задумчиво отвечает Зоя. Она погружается в тихие мысли, и Борис, умолкнув, влюбленно глядит на нее.

— Борька, ты только не смейся надо мной, - вдруг поворачивает она к нему головv, — но иногда мне кажется, что самое, самое большое счастье — это быть писателем... Ты только подумай! Все люди знают и любят тебя за что ты говоришь только правду, только само важное, только хорошее! А иногда мне кажется, что лучше всего быть учительницей... А иногда мне кажется, что все это совсем - не то... А что именно то, я так и не знаю.

- А по-моему, Заяц, — убежденно говорит Борис. – За что ты ни возьмешься, все равно у тебя все пoлучится!

Зоя, как бы очнувшись, весело и лукаво поглядела на Бориса.

- А в общем все это глупости! — вдруг встряхнула она головой и с размаху вложила свою руку в руку Бориса.

- Пойдём! – подымаясь, тянет она его за собой.



68. И снова длинная и мощная линия лестницы. Но теперь она убегает вниз. А совсем близко – стены Кремля, темные зубцы, контуры башен.

— Знаешь, мне иногда кажется, что мы живем, может быть, даже слишком безмятежно... - доносится зоин голос.

Они идут, прижавшись друг к другу, руки их переплетены.

— Вот и сейчас.— как бы пораженная какой-то мыслью, Зоя останавливается.

Кремлевские башня за ее спиной.

— Сию минуту, может быть, на Лондон падают бомбы, а мы идем в театр, говорим о будущем... Как-то совсем забываем, что уже везде, кроме нас, война и что, наверное, после войны, все будет совсем не так, как мы себе представляем... И что, конечно, и нам...

— А что тут раздумывать! — решительно перебивает ее Борис. Обняв зоины плечи, он нежно прижимает ее к себе. — Надо будет воевать, будем воевать! А что после войны будет, тоже понятно! Не можем же мы не победить?! — с горячей уверенностью восклицает он.

— Ну, конечно!!—откликается Зоя, просветлев.— Я ведь в том смысле сказала, что неизвестно, что будет с тобой, со мной... А ведь это неважно! Главное — мир обязательно изменится! Не может быть, чтобы люди, наконец, не поняли! После такой войны они не захотят жить попрежнему. Они поймут... И тогда... будущее кажется мне чем-то таким счастливым, таким светлым... — Зоя помолчала. — И как хорошо, что именно мы должны будем сделать это! —с тихой, но гордой уверенностью заключила она.

А музыка незаметно все растет и растет, и появляется отдаленно какая-то очень знакомая тема.

Спасская башня. В сумерках тонет циферблат. Тили-бом, тили-бом!..

Зои и Борис прислушиваются к бою часов.

— Зойка! Спектакль-то давно уж начался!— испуганно вскрикивает Борис.

— Бежим! — хватает его Зоя за руку.

И теперь только контуры Кремля. Башни. Стены и глубокое небо. Все торжественнее голос музыки.

Наплыв.
<< Назад Вперёд >>