Молодая Гвардия
 

       <<Вернуться к оглавлению книги В ПАРТИЗАНСКИХ КРАЯХ И ЗОНАХ


Глава IV.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ДОМАШНИЙ БЫТ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ПАРТИЗАНСКИХ КРАЕВ И ЗОН


3. УЧАСТИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ


Тяжелые материальные лишения, наложившие серьезный отпечаток на весь домашний быт населения партизанских краев и зон, не вызвали, однако, у колхозника внутренней замкнутости, не подорвали его общественных настроений, не сделали индивидуалистской его психологию. Колхозник, приобщившийся за годы Советской власти к большой политической и культурной жизни своей советской Родины, по-прежнему оставался активным общественником во всех сферах жизни партизанского края.

Великий Ленин учил, что «государство сильно сознательностью масс. Оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно». Вся жизнь и борьба советского населения в тылу немецко-фашистских оккупантов являются ярчайшим подтверждением этого важнейшего положения марксизма-ленинизма о роли народных масс в истории. Опираясь на это положение, партийные организации проводили большую политико-массовую и культурно-просветительную работу среди населения, находившегося в тылу врага.

Важнейшими условиями успешного проведения политической работы на оккупированной территории были горячий советский патриотизм населения и наличие сильного коммунистического подполья. Колхозное кре-стьянство, беззаветно любящее свою социалистическую Родину, и в партизанском крае хотело жить по-советски, оно и в тылу врага жаждало знать большевистскую правду. Советское радио, газета, листовка, плакат, живое слово советского агитатора — это были те элементы, которые уже до войны прочно вошли в общественный быт колхозника. Все это и в условиях партизанских краев оставалось самой насущной потребностью духовного мира крестьян. Поэтому вполне естественно, что политико-массовая и культурно-просветительная работа Коммунистической партии встречалась населением очень благожелательно и на временно оккупированной врагом советской территории.

Собрания и митинги были самыми массовыми из всех мероприятий, проводившихся Коммунистической партией в ходе политической работы с населением.

Для трудящихся нашей Родины за годы Советской власти собрания и митинги стали традиционными формами коллективного проявления своей политической активности, своего участия в общественной жизни страны, своей солидарности с политикой Коммунистической партии и Советской власти.

Собрания трудящихся, очутившихся в тылу гитлеровских войск, проводились подпольными партийными организациями, советскими органами и партизанами на протяжении всего периода немецко-фашистской оккупации. Особое значение имеют собрания, связанные с восстановлением Советской власти на территориях партизанских краев. Характер этих собраний был самым различным. В некоторых районах (например, Кличевский район Могилевской области, Дятьковский район Орловской области) руководящие районные органы и партизанское командование выносили специальные решения о восстановлении Советской власти. В населенных пунктах таких районов проводились собрания, на которых население оповещалось о таких решениях. Сообщение о восстановлении Советской власти вызывало обычно огромный политический подъем населения, радостно приветствовавшего свою родную власть.

Зимой 1941/42 г. стали создаваться партизанские края на территории Смоленской области. Собрания, связанные с восстановлением Советской власти, проходили в обстановке праздничного ликования всего населения. Сразу, по-деловому, решались организационные вопросы. Там, где по каким-либо причинам выбывали Депутаты сельсоветов, созывались общие собрания для выборов новых представителей народа в местные советские органы.

В процессе развертывания партизанского движения, образования и расширения партизанских краев народные мстители изгоняли гитлеровцев из населенных пунктов, освобождали села и деревни. Первое собрание, проводившееся в гаком населенном пункте, и рассматривалось обычно местными жителями как связанное с восстановлением Советской власти, ибо в партизанах жители видели вооруженных ее представителей.

С особенной теплотой проходило собрание в тех случаях, когда жители встречали на нем довоенных представителей своих местных органов власти — работников райисполкомов, сельсоветов, довоенных партийных ру-ководителей.

Так, например, 15 декабря 1941 г. представители довоенных руководящих органов Орловской области провели собрание населения двух соседних деревень Уручье и Стукошовка Выгоничского района, посвященное восстановлению Советской власти. На собрании присутствовали первый секретарь райкома партии Ю. А. Фильковский, председатель райисполкома И. С. Мажукин, второй секретарь райкома А. К. Черный, секретарь райисполкома Н. Д. Тарасов, председатель сельсовета В. А. Рысаков. С ними вместе сюда приехал участвовавший в партизанском движении политработник Красной Армии батальонный комиссар И. В. Гуторов. Открыл собрание председатель колхоза. Вот как описывает это собрание в своих воспоминаниях местный жи-тель, бывший партизанский разведчик М. Карзыкин:

«В одной из просторных хат в Стукошовке собралось много жителей села. Здесь же находились Фильковский, Мажукин, Черный, Тарасов и другие работники райкома партии и партизаны. Колхозники с любопытством разглядывали этих людей, хотя знали их давно. На улице, встречаясь друг с другом, колхозники спрашивали:

— Правда ли, что приехали наши руководители в село?

— Правда,— отвечали те, которые успели посмотреть.

Собрание открыл Андрей Платонович.

— Товарищи колхозники! Слово предоставляется секретарю Вьигоничского районного комитета партии товарищу Фильковскому.

Раздались рукоплескания.

Как сталь, звенели в тишине хаты слова Фильковского:

— Мы встретились сегодня, чтобы с вами поговорить, держа оружие в руках. Опасность нависла над нашей Родиной. Но мы, советские люди, смело смотрим в глаза этой опасности. Наша родная Красная Армия после тяжелых оборонительных боев под Москвой перешла в решительное наступление.— Вздох облегчения прошел по толпе.— Тысячи сел и десятки городов уже освобождены...

Выступили Мажукин, Черный, Гуторов. Выступали и колхозники. Они благодарили руководителей райкома партии, что приехали в село, привезли такую радостную новость для всех. Благодарили за то, что не бросили их в этой беде, подсказали людям, что делать, вселили веру в победу над врагом.

— Мы знаем,— говорили выступающие,— что руководители партии всегда были с народом и всегда будут с ним.

После собрания завязалась дружеская беседа. Жители звали партизан к себе в хаты, кормили, угощали. Шумно и весело было в этот день в селе. По улицам толпами ходили мужчины, женщины, молодежь, по-праздничному принарядившись. А на большаке, ведущем в Колодное, стоял пулемет, несколько партизан охраняли село.

Под вечер заиграла гармошка. Звуки старинного вальса «На сопках Маньчжурии» плавно неслись в вечерней тишине...

Весть о первом приезде руководителей райкома партии и партизан в Уручье [и Стукошовку] сразу же распространилась по окружающим селам. И советские люди в этих селах стали жить смелее и увереннее, зная, что партизаны не дадут издеваться над ними гитлеровцам и их прихвостням. Многие старосты и старшины приумолкли. Под разными предлогами перестали выполнять указания вражеских властей...

В эти декабрьские дни работники райкома партии побывали не только в Уручье, Стукошовке, но и в Утах, в Сосновом Болоте, Колодном, Мякишеве. Везде они рассказывали о начавшемся разгроме врагов под Москвой, призывали народ на борьбу».

Там, где хоть в какой-то форме проявляли свою деятельность колхозы, собрания проводили также руководители этих сельхозартелей. В самое тяжелое время, осенью 1941 г., когда враг стоял у ворот столицы, народные мстители Осташевского района Московской области не только вели вооруженную борьбу против гитлеровцев, но проводили также по деревням собрания, мобилизуя население на отпор гитлеровским оккупантам. Как уже отмечалось, только с 26 августа по 25 декабря 1941 г. коммунистами и партизанами Кличевского района Могилевской области были проведены собрания в 55 населенных пунктах.

Даже в тех местах, где подолгу хозяйничали фашистские гарнизоны, народные мстители, выбивая оккупантов из населенных пунктов, сразу же после окончания боя, как правило, проводили собрания с населением, так истосковавшимся по публично сказанному слову большевистской правды, по открытому выражению своих чувств и настроений. В конце ноября 1942 г. после удачного налета на вражеский гарнизон в селе Суровцивка и разгрома гитлеровцев донбасским партизанским отрядом под командованием Сиворонова комиссар отряда Михайличенко сразу же собрал не только жителей этого села, но и окружающих селений и рассказал им о положении на фронтах, об успехах советских войск на Волге.

Там, где свирепствовали фашистские оккупационные власти со своей полицией и гестаповцами, советские патриоты, пренебрегая опасностью, проводили собрания втайне от врага. Так, например, в начале 1942 г. на оккупированной врагом территории Ленинградской области было проведено много подпольных собраний перед отправкой обоза с продуктами жителям города Ленина, когда трудящиеся готовили письмо центральному Комитету партии и собрали под ним более трех тысяч подписей.

На территории партизанских краев и зон общие собрания трудящихся, проводившиеся партийными организациями по различным вопросам, были обычным и широко распространенным явлением. На таких собраниях решались часто вопросы большой важности. Среди них, пожалуй, наибольшее значение имело обсуждение способов участия населения в вооруженной борьбе против ненавистных оккупантов. Много таких собраний было проведено в 1943 г. на территории Уторгошского, Лядского, Струго-Красненского и других районов Ленинградской области, когда там в сентябре началось всеобщее народное восстание против немецко-фашистских оккупантов, когда народ стал повсеместно громить фашистские комендатуры, волостные правления. На сельских собраниях этих районов крестьяне выносили решения о 'вооружении всех, кто способен держать оружие, для борьбы с гитлеровцами. В южных районах Ленинградской области, где действовала 1-я партизанская бригада, состоялось тогда 715 молодежных собраний.

Примерно такие же собрания и в это же время проводились на территории Октябрьско-Любанского партизанского края в Белоруссии, в период бурного роста местных партизанских отрядов, охвативших почти все взрослое население. На территории Загальского сельсовета Любанского района Минской области несколько партизанских отрядов сформировалось еще в 1941 г. В связи с растущим притоком населения в ряды народных мстителей весной и летом 1943 г. в партизанском крае стали дополнительно создаваться так называемые местные отряды, в которые вступало почти все население, способное носить оружие. Вопрос об организации этих отрядов решался часто на общих собраниях колхозников.

В марте 1943 г. для проведения собрания в деревне Живунь Загальского сельсовета приехали работники Минского подпольного обкома партии и штаба партизанского соединения. На месте они изучили настроение людей, выявили колхозников, знающих хорошо военное дело и способных руководить местными отрядами. Такими оказались М. А. Сулим и Д. В. Ясюченя, которые раньше служили в Красной Армии, окончили в 1926 г. в Минске полковую кавалерийскую школу. После этого представитель штаба остался в деревне проводить собрание. Хата колхозника М. Н. Черкаса, где собрался сельский сход, была битком набита народом. Присутствующие избрали президиум, в который вошли представители штаба соединения, колхозники М. А. Сулим, Д. В. Ясюченя. Протокол вел М. А. Сулим. Представитель штаба рассказал о международном положении и о положении на фронтах Великой Отечественной войны, сообщил о замечательных победах нашей армии и окончил свой доклад призывом ко всем жителям деревни взяться за оружие и организовать свой местный партизанский отряд.

После доклада сразу же стала производиться запись всех кто желал вступить в ряды народных мстителей чтобы с оружием в руках бороться против врага Среди присутствующих началось движение, со всех сторон слышались голоса с просьбой о записи в отряд. Первым в местный отряд записался М. А. Сулим после него — Д В. Ясюченя, вслед за ними тут же на собрании записалось еще более 20 колхозников. Был зачитан текст партизанской присяги. Каждое ее слово отчетливо звучало в торжественной тишине и западало глубоко в душу тех, кто не жалел жизни для социалистиче-ской Родины. Люди, вступавшие в отряд, подходили по очереди к столу и подписывались под текстом клятвы.

Когда отряд был создан, представитель штаба соединения спросил у присутствующих:

— Кто будет командиром отряда?

Слово взял колхозник Д. В. Ясюченя.

— Поскольку Сулим Моисей Апанасович окончил полковую школу и хорошо знает военные науки,— заявил Ясюченя,— пусть он и будет командиром отряда.

Затем слово взял колхозник К. В. Лялькин, который сказал, обращаясь к Д. В. Ясючене:

— А ты ведь также окончил военную школу, так будь заместителем командира.

Колхозники согласились с этими предложениями. Так волей самого населения в деревне образовался еще один местный партизанский отряд. А ведь задолго до этого в Живуни и соседней деревне Подлуг сформировались партизанские отряды Патрина и Плышевского, многие колхозники этих деревень пошли к Далидо-вичу, Розову и в другие партизанские отряды. Поэтому можно смело сказать, что здесь партизанами стали действительно все, кто был в состоянии носить оружие. Описанное собрание колхозников было как бы заключительным аккордом всеобщей народной мобилизации на вооруженную борьбу с врагом.

В предыдущих главах были описаны общие собрания колхозников, посвященные возрождению сельхозартелей, укрытию общественной собственности, организации и проведению полевых работ.. На этих собраниях колхозники активно обсуждали трудности предстоящей уборки урожая, меры по его распределению и сохранению. Здесь же решали вопросы о помощи многодетным крестьянам, семьям партизан, воинов Красной Армии и т. д.

В условиях повседневной борьбы с врагом каждому советскому человеку хотелось своим общественным поведением как-то выразить любовь к социалистической Родине. В тылу врага проявляли большую активность многие такие колхозники, которые в мирное время были неприметными тружениками, обычно ничем себя не проявлявшими на собраниях и в других общественных местах, уступая в этом более активным товарищам. На территориях партизанских краев и зон особенно поднялась активность женщин, стариков, подростков.

Кроме обычных собраний, в партизанских краях и зонах нередко проводились митинги. Если собрания созывались для решения различных вопросов или в целях политико-массовой работы с населением, то митинги предназначались для выражения трудящимися своего отношения к важнейшим явлениям внутренней и международной жизни. Многие митинги были посвящены крупнейшим победам Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны, устраивались также митинги местных жителей в связи с освобождением партизанами населенных пунктов от фашистских оккупан-тов. В дни больших советских праздников всегда проводились митинги как традиционная форма народного ликования.

Политическая активность населения значительно возросла в связи с приближением дня освобождения от фашистской оккупации. Такие явления общественной жизни советских людей в тылу врага, как собрания и митинги, проводившиеся коммунистами и партизанами, приобретали все более распространенный и массовый характер. В местечке Рубежевичи Ивенецкого района Барановичской области, откуда партизаны изгнали фа-шистский гарнизон, по понедельникам собирались большие базары. В такие дни здесь выступали перед народом секретари подпольного райкома КП(б)Б, политработники партизанского соединения. В последние дни перед приходом Красной Армии летом 1944 г. в одном из таких митингов приняло участие 2 тыс. местных жителей. После политических выступлений присутствующим была показана партизанская самодеятельность. Все участники митинга хором исполнили Гимн Советского Союза. В этот раз подпольщики распространили здесь 1500 коммунистических газет и листовок. Проводили митинги на базарах также партизаны Ульяновского района Орловской области.

Для более конкретного представления о том, каковы были масштабы таких форм общественной жизни советских людей в тылу врага, как собрания и митинги, приведем некоторые цифровые данные. Только один партизанский отряд, действовавший в Орловской области и в соседних районах Курской, Черниговской и Сумской областей, еще до середины 1942 г. провел митинги и собрания в 1470 населенных пунктах с охватом до 200 тыс. жителей. Одно из многочисленных партизанских соединений Белоруссии — бригада № 225 Полесской области провела за время своей деятельности среди населения 1143 собрания и беседы.

Особую торжественность приобретали собрания и митинги трудящихся в тылу врага в дни советских праздников. Эти праздники за годы Советской власти прочно вошли в национальные обычаи, стали традиционными у народов Советского Союза. Вполне естественно, что советские люди даже в условиях тяжелейшей фашистской оккупации свято чтили и соблюдали эти до-рогие им традиции.

Народные мстители всегда старались отметить советские праздники прежде всего усилением борьбы против врага. В канун праздников летели под откос железнодорожные составы с гитлеровскими солдатами, пылали склады с боеприпасами, партизаны громили фашистские гарнизоны. Кроме того, население партизанских краев стремилось придать своим населенным пунктам торжественный вид, насколько позволяла это военная обстановка. Даже там, где стояли фашистские гарнизоны, жители, пренебрегая опасностью, тайно вывешивали красные флаги. Советские патриоты минировали подступы к флагам и сами флаги, чтобы гитлеровцы не могли их сорвать. В праздничные дни советские люди получше одевались, приготавливали себе лучшую пищу.

Самыми дорогими для сердца наших людей являются такие праздники, как годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, Международный праздник солидарности трудящихся 1 Мая. Уже в первые месяцы войны советские люди, оказавшиеся на оккупированной территории, вместе с вооруженными отрядами народных мстителей нашли достаточно сил, для того чтобы открыто и торжественно отметить 24-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. В ряде населенных пунктов Черниговской области в ноябре 1941 г. провели праздничные собра-ния партизанские руководители и политработники известного соединения А. Ф. Федорова. В селах Савинки и Рейментаровка на таких собраниях присутствовало более чем по 200 человек местных жителей. Собрания, посвященные 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, проводились и в других областях Украины. Во всех колхозах состоялись торжественные заседания в день 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции на территории Дедовичского, Белебелковского и других партизанских районов Ленинградской области. 6 ноября 1941 г. под руководством коммунистов были проведены традиционные собрания в 15 крупных населенных пунктах Клетнянского района Орловской области.

В условиях дальнейшего бурного роста партизанского движения и образования новых партизанских краев и зон празднование 25-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции в тылу врага с проведением собраний и митингов приобретало значительно более широкие масштабы. Особенно радостно отмечалась народом в тылу врага 26-я годовщина Великой Октябрьской социалистической революции. В день этого большого праздника население Правобережной Украины, Белоруссии, Прибалтики, Ленинградской области с восхищением обращало свои взоры на восток, к Красной Армии — освободительнице, покрывшей себя неувядаемой славой великих побед на Волге и Курской дуге, изгнавшей за один год врага из Воронежа и Киева, из Ставрополя и Смоленска. Все горячо верили, что освобождение от фашистов уже близко.

Всегда стремились трудящиеся в тылу фашистских оккупантов так же торжественно отметить и другие любимые свои праздники: 1 Мая, День Красной Армии, День Конституции.

Форму радостных праздников приобретали в тылу врага и торжества, связанные с годовщинами деятельности или другими особо важными событиями в жизни партизанских соединений. Так, 1 августа 1942 г. Ленинградская партизанская бригада под командованием Васильева и Орлова торжественно отмечала годовщину своей борьбы в тылу врага. В большой местный партизанский праздник вылилось вручение правительственных наград народным мстителям соединения Ковпака. На эту церемонию, которая состоялась 23 апреля 1943 г. в деревне Дроньки на юге Белоруссии, собралось очень много крестьян. Награды вручал секретарь ЦК КП(б)У Д. Коротченко. Он произнес речь перед присутствующими. После вручения наград на улице поставили столы и началось угощение, которое устроили для партизан колхозники.

Торжественное проведение советских праздников, праздничные собрания и митинги играли огромную роль во всей политико-массовой работе, которую вели партийные и советские организации среди широких масс населения на территории партизанских краев и зон.

Собрания и митинги в тылу фашистских оккупантов, в особенности в дни советских праздников, были такими формами политической пропаганды и агитации Коммунистической партии, с которыми органически сочетались многие другие виды массово-политической работы партии среди населения. На этих собраниях и митингах нередко непосредственно слушались радиопередачи Москвы, а в докладах и беседах всегда использовались самые последние данные радиоинформации, сведения, получаемые из большевистской печати; распространялись партийные и советские печатные издания.

Рассмотрим кратко источники информации для проведения политико-массовой работы партийных организаций с населением. Одним из важнейших источников для устной и печатной пропаганды являлось радио. Нередко радио становилось и прямым средством агитационно-пропагандистской работы, когда удавалось организовать слушание радиопередачи самим населением. В разоблачении фашистской лжи советские .радиопередачи играли исключительную роль.

Советские люди давно свыклись уже с тем, что по радио в любой момент можно было услышать дорогое для советского человека слово большевистской правды, самую свежую информацию о важнейших событиях. Всевозможными путями и средствами, преодолевая часто невероятные трудности, советские люди и в тылу врага стремились услышать радиопередачу из родной Москвы.

В тех местах, где хозяйничали оккупанты, даже там, где постоянно стояли их гарнизоны, советские патриоты скрывали от фашистов радиоприемники и тайно у себя на квартирах, в погребах, сараях слушали Москву. Так, например, в Ивнянском, Медвенском, Белгородском районах Курской области, где были очень трудными условия для широкого развертывания партизанского движения, подпольные партийные организации уже в первые месяцы после вторжения вражеских войск организовали слушание московских радиопередач и доводили до сведения населения содержание сообщений Совинформбюро.

Особенно широко использовались радиоприемники для непосредственного прослушивания передач из Москвы большими массами людей на тех территориях, где действовали крупные партизанские силы. Во время дислокации партизанского соединения А. Ф. Федорова в селе Соловьивка Черниговской области у народных мстителей состоялась интересная встреча с 83-летним стариком Демидом Самосватом. Дед не спал всю ночь, беседуя с партизанами, стоявшими у него на квартире. Утром, услышав, как политрук читал бойцам последние известия, сообщенные Совинформбюро, он спросил, откуда берутся эти сведения. Ему ответили, что по радио из Москвы. Старику не верилось: «Немцы говорят, что они давно заняли Москву, а здесь ее ежедневно слушают». Тогда деда подвели к радиоприемнику, а радист Васильев дал ему наушники и включил Москву. Старый дед слушал и ушам своим не верил.

По московскому радио с обращениями к населению, находившемуся в тылу врага, часто выступали руководители партийных и советских органов, депутаты Верховных Советов республик, видные общественные деятели. Голос Родины вселял в сердца людей бодрость, уверенность в скором избавлении от фашистов.

В начале фашистской оккупации тех или иных районов Советского Союза, когда еще трудно было наладить широкий выпуск подпольных коммунистических газет, очень большую роль в печатной пропаганде играли листовки. Листовки эти не только печатались в подпольных типографиях, но также размножались в большом количестве от руки путем переписывания их многочисленными советскими патриотами. От руки писались также и многие новые листовки. Переписчики листовок были тогда одновременно и их читателями, так же как и многие читатели листовок становились их переписчиками и распространителями. Все они: читающие большевистские листовки и переписывающие, и распространяющие их, составляли единый многомиллионный коллектив советских людей в тылу врага, коллектив советских патриотов, стремившихся приблизить нашу победу над врагом.

Сообщения Советского Информбюро и другие важные сведения о борьбе на фронтах Великой Отечественной войны, о жизни советского тыла, о международных событиях, получаемые партизанами и подпольщиками по радио, немедленно перепечатывали большими тиражами там, где были подпольные типографии, и распространялись среди населения. Такую работу проводили партийные организации не только в партизанских краях, но и на пути рейдовых партизанских соединений. В рейдовых бригадах Ковпака, Федорова и других, совершавших многокилометровые переходы по Украине, радиосообщения из Москвы немедленно печатались в походных типографиях.

Наряду с листовками большое моральное воздействие на население оказывали различные лозунги, призывавшие народ к борьбе против оккупантов. Советские патриоты писали их на бумаге или на дощечках и вывешивали на видных местах в населенных пунктах, на стыках дорог. Широкое распространение получили лозунги, например в Ветринском районе Витебской области. Они были лаконичными и злободневными: «Что ты сделал для Советской Родины?», «Почему ты до сих пор не в партизанах?», «Что ты сделал в помощь партизанам?». В ответ на происки гестаповцев, пробовавших засылать свою агентуру в партизанскую зону, вывешивались лозунги, призывавшие к бдительности: «Не болтай, враг подслушивает тебя!», «Задерживай незнакомого и подозрительного и доставляй в партизанский отряд». Действенность этих лозунгов была большая. Они мобилизовали народ на усиление борьбы с оккупантами, на более широкое участие в партизанском движении. Один старик из деревни Липовки Ветринского района, прочтя лозунг «Чем ты помог партизанам?», сказал: «Хоть воевать не могу, все же буду помогать — буду овчины выделывать». В ряде населенных пунктов Орловской области местные жители, пренебрегая опасностью, писали советские лозунги даже на стенах фашистских комендатур.

Много листовок и газет, обращенных к населению, страдавшему под фашистским игом, поступало в тыл врага с «Большой земли». Летом и осенью 1941 г., а также зимой 1941/42 г. листовки и газеты сбрасывались на оккупированную территорию с советских самолетов. С лета 1942 г. на территорию партизанских краев листовки, газеты, а также советские книги в большом количестве завозились самолетами, приземлявшимися на партизанских аэродромах. С этого же года в связи с образованием «ворот» в отдельных местах линии фронта советские периодические и Другие изда-ния доставлялись в тыл врага многочисленными десантными группами, которые двигались пешком и на лошадях на большие расстояния по оккупированной немецко-фашистскими захватчиками территории.

О большой, невыразимой радости, которую испытывали советские люди в тылу врага, когда к ним попадали листовка, газета или книга с «Большой земли», много раз писали и в своих воспоминаниях участники партизанского движения.

Один из видных деятелей партизанского движения Герой Советского Союза А. Сабуров в своих воспоминаниях «За линией фронта» с волнением рассказывает о том, как ему и его товарищам из небольшой тогда еще партизанской группы попала в руки сброшенная в Брянских лесах с самолета газета «Правда» с материалами о 24-й годовщине Великой Октябрьской социа-листической революции. Как только подняли с земли эту газету, партизаны тут же на - морозе прочли ее. После этого они немедленно решили идти с газетой в деревню Красная Слобода, где особенно нагло свирепствовал фашистский староста.

«Правду» партизаны прочли на собрании жителей этой деревни, созванном в школе. Как только кончилось чтение, вспоминает А. Сабуров, «вдруг из темноты раздается голос:

— Газетку бы посмотреть!

И сразу же несется со всех сторон:

— Газету покажите... Дайте газету... Сюда дайте... Богатырь оборачивается ко мне, я утвердительно киваю головой, но Захар, очевидно, не решается расстаться с газетой. Развернув ее, держа перед собой, он идет по рядам. За ним Рева с горящей лампой.

На первой парте сидит старик. Он неловко встает, шумно стукнув крышкой, торопливо надевает очки в простой металлической оправе и внимательно вглядывается в газету.

Все замирают. Старик продолжает смотреть. Кажется, он никогда не оторвет глаз от газетного листа.

*Захар Антонович Богатырь — комиссар отряда (позже бригады) Сабурова. Рева — один из командиров в этом же отряде (бригаде).

Перед ним в напряженном ожидании стоит Богатырь. Рева опускает лампу.

Старик протягивает руку и осторожно, двумя пальцами, щупает газетный лист. Вдруг резко повертывается к классу и радостно кричит:

— Дождались! Наша, товарищи! Из Москвы!..

Все вскакивают со своих мест. Стучат крышки парт. Несутся взволнованные радостные голоса:

— Сюда, сюда, товарищи!.. Дай на «Правду» взглянуть. Истосковались...

Тянутся руки к газетному листу и неохотно расстаются с ним, а Богатырь торжественно идет по рядам и щедро показывает всем драгоценную газету...»

Советские листовки и газеты в тылу врага были важным источником правдивой информации о жизни Родины. Чтобы получить представление о количестве забрасывавшихся в тыл врага советских листовок и газет, приведем такой пример. Только Смоленский обком партии с начала оккупации области и до апреля 1942 г. забросил через линию фронта на временно оккупированную территорию 7 млн. листовок, обращений и воз-званий, а также свыше 500 тыс. экземпляров газеты «Рабочий путь».

Советские люди не только с большой жаждой читали листовки, газеты, сброшенные самолетами, прилетевшими с «Большой земли», но они активно распространяли среди окружающих эти дорогие вести с Родины. В марте 1942 г. «Коммуна» — газета подпольного Дедовичского райкома ВКП(б) и исполкома райсовета депутатов трудящихся Ленинградской области — поме-стила на своих страницах следующую заметку.

«Дети разносят листовки.

Над селом пролетел самолет. Жители села долго провожали его взглядом, узнав в нем нашу советскую машину. В этот момент от самолета отделился какой-то пакет и рассыпался в воздухе белыми хлопьями. Это были листовки. Ребята быстро стали на лыжи и поехали собирать вести с Советской Родины. Они набрали несколько десятков листовок и доставили их в каждый колхоз сельсовета. С большим интересом в этот вечер не читали колхозники сообщение ТАСС от 14 и 15 февраля».

Беспрерывно осведомляли население о том, что делается в нашей стране, партизаны Тульской области. В оккупированных районах они распространили до 20 тыс. листовок, главным образом присланных из советского тыла. «Вести с Советской Родины» и другие сообщения Советского Информбюро, воззвания к населению — все эти документы давали правдивое изложение событий, рассказывали о разгроме оккупантов под Москвой, Ростовом, Тихвином, вселяли надежду на близкое освобождение. Сброшенные с самолетов советские листовки собирало, прочитывало, передавало друг другу и оживленно обсуждало и население Курской области. «Распространенные партизанами листовки читаются населением до дыр...»,— отмечалось на пленуме Орловского обкома партии в декабре 1942 г.

Уже с самого начала немецко-фашистской оккупации в партизанских краях и зонах стали выходить большевистские газеты. Их издавали обкомы и райкомы партии, командование партизанских соединений, подпольные комсомольские органы. На территории Белоруссии издавалась даже подпольная газета ЦК КП(б)Б «Звязда» и газета ЦК ЛКСМБ «Чырвоная змена». Вначале для выпуска своих печатных изданий подпольные партийные организации пользовались шрифтами и оборудованием, которые были вывезены в лес заранее, до занятия гитлеровскими войсками того или другого района. В ходе дальнейшей борьбы с фашистскими оккупантами народным мстителям удавалось вынести из городов оборудование многих типографий. С конца 1942 и начала 1943 г. народные мстители широко использовали для подпольных типографий оборудование, присылавшееся из Москвы. По инициативе ЦК Компартии Белоруссии в Москве одним из работников довоенной Гомельской типографии была сконструирована даже специальная портативная печатная машина. На протяжении 1943 г. для подпольных типографий, находившихся на оккупированных территориях Белоруссии, было направлено свыше 160 таких печатных машин.

В годы войны на оккупированных фашистами территориях издание большевистских газет достигло поистине колоссальных масштабов. Только на территории Белоруссии в тылу врага издавались 162 большевистские газеты. Много газет издавали в тылу врага партийные комитеты к партизанские соединения Ленинградской области. Уже в сентябре 1941 г. вышли печатные районные газеты «Гдовский колхозник», «Колхозная трибуна», «Новый путь» в Гдовском, Полновском и За-лучском районах. Вслед за ними в ноябре этого же года начала выходить в тылу врага поддорская районная газета «Большевистское знамя». В 1943 г. печатные газеты выпускались во всех действовавших тогда партизанских бригадах на территории Ленинградской области. В Брянских лесах, только на той территории, которая после войны вошла в состав Брянской области, издавалось в тылу врага семь печатных газет, 120 стенгазет и «боевых листков». Много газет издавалось в тылу врага партийными комитетами и партизанскими соединениями на Украине.

Радиоинформация и большевистская печать давали огромный материал для ведения устной пропаганды в тылу врага. Тысячи и десятки тысяч пропагандистов Коммунистической партии, партийных и беспартийных патриотов несли слова большевистской правды в широкие массы народа. Среди жителей временно оккупированных районов и областей агитаторы и пропагандисты нашей партии проводили многочисленные политбеседы, организовывали громкие читки газет, делали доклады, выступали перед советскими людьми с лекциями о самых различных событиях хозяйственной и культурной жизни страны, о борьбе советского народа против оккупантов, о важнейших событиях международного характера. Такая пропагандистская работа велась как открыто в партизанских краях и зонах, так и подпольно в населенных пунктах, где хозяйничали фашистские гарнизоны. Везде слово большевистской правды вызывало большую общественную активность совет-ских людей, встречалось с большой радостью и волнением.

Пропагандисты и агитаторы нашей партии действовали в тылу врага очень оперативно, чтобы поскорее донести до широких масс каждое новое известие о жизни и борьбе социалистической Родины.

Комсомольцы Стародорожского района Минской области Белоруссии снарядили специальный конный агитрейд для более оперативного ведения политиков массовой работы с населением. Комсомольская агит-группа прошла около 300 км по населенным пунктам Могилевской области. Комсомольцы и другие молодые партизаны Брянских лесов, отправляясь в разведку или на очередную операцию, брали с собой газеты, листовки, брошюры. Они раздавали их населению, устраивали в деревнях и селах коллективные читки, проводили беседы, собрания.

Летом 1942 г. на территории Навлинского партизанского района Орловской области среди мирного населения проводились читки сообщений Совинформбюро, центральных газет, которые почти регулярно доставлялись самолетами, а также газеты «Партизанская правда», издававшейся на территории края.

С большим вниманием всегда слушали советские люди в тылу врага партизанского пропагандиста и агитатора. «4 октября поехали в село Кухоцкая Воля,— вспоминает М. Глидер о своем пребывании в районе г. Любяшева Волынской области,— наш пропагандист Сербии провел большую беседу. Никогда не видал, чтобы люди слушали с таким вниманием. Я снимал, но никто и не взглянул на аппарат».

Чтобы более конкретно представить себе масштабы агитационной работы, приведем следующие данные. С февраля по октябрь 1942 г. парторганизациями отрядов Дмитриевского подпольного окружкома партии Курской области было проведено среди населения в тылу врага 820 групповых бесед. Партизаны полка «Тринадцать» Смоленской области только за восемь месяцев 1942 г. провели среди населения 804 беседы!, прочитали 186 лекций и докладов, распространили 26 тыс. экземпляров советских брошюр и листовок. Коммунисты и комсомольцы, входившие в группу агитаторов Стародорожского райкома КП(б) Белоруссии, за шесть месяцев 1943 г. провели д 55 деревнях района более 500 бесед среди крестьян.

Организация слушания радиопередач, распространение большевистских печатных изданий, проведение читок, бесед и докладов — все это содействовало сближению народных мстителей с широкими слоями населе-ния, сплочению народных масс вокруг подпольных партийных организаций, помогало росту патриотизма и активности рабочих, крестьян и интеллигенции в тылу врага, способствовало общим успехам борьбы против немецко-фашистских оккупантов.

Что касается культурно-просветительной работы в партизанских краях, то ее нельзя рассматривать изолированно от всей политико-массовой работы, которую проводили парторганизации среди населения. Культурно-просветительная работа служила тем же целям дальнейшего воспитания политической сознательности крестьян, активизации их усилий для более успешной борьбы с врагом.

До Великой Отечественной войны достигло своего расцвета народное творчество трудящихся нашей страны.

Традиции этого творчества продолжали жить и в тылу врага, вопреки стремлениям гитлеровцев установить жесточайший духовный гнет на захваченных ими советских территориях. Новая частушка, песня, пословица, поговорка были спутниками партизан в самых трудных условиях боевой обстановки. Они не только отражали события самой жизни, но и помогали народу в борьбе с врагом.

Художественная самодеятельность была одним из ярких проявлений народного творчества и в условиях борьбы с врагом. На этом виде творческой самодеятельности народа остановимся поподробнее. Вполне понятно, что проявление традиций художественной самодеятельности в тылу врага получало благоприятную почву там, где народ имел возможность к развитию этого вида творчества, т. е. на территории партизанских краев и зон.

Художественная самодеятельность, даже не поднявшаяся до уровня высокого народного искусства, играет положительную роль в организации отдыха людей, придает им бодрость, мобилизует на более успешное выполнение стоящих перед ними задач. Если иметь в виду такую художественную самодеятельность, то можно смело сказать, что она существовала в каждой партизанской бригаде, в каждом отряде. Но нас будут интересовать главным образом те формы развития художественной самодеятельности, которые достигали сравнительно высокого мастерства и организованности, которые использовались не только для культурного обслуживания партизан, но и населения.

Художественная самодеятельность в условиях партизанских краев и зон была своеобразной, яркой, очень действенной формой политической пропаганды, широко доступной всему населению и горячо любимой им. В не-которых партизанских соединениях создавались агитбригады и агитотряды, в задачу которых входило как ведение политической агитации путем лекций, докладов, бесед, так и культурно-массовое обслуживание народных мстителей и местного населения. Кроме художественных коллективов, так сказать широкого профиля, партизаны создавали и группы, выполнявшие более узкие задачи — в отдельных местах организовывались только драматические или хоровые коллективы. После разгрома партизанским отрядом имени Фрунзе одного из фашистских гарнизонов на юге Минской области в числе трофеев был захвачен комплект духовых инструментов, и в отряде был создан свой духовой оркестр. В деревне Челонец на территории партизанского края Пинской области, существовал даже Дом соцкультуры, организовавший культурно-массовое обслуживание партизан и местного населения.

Драматические, инструментальные и вокальные коллективы партизанской художественной самодеятельности стремились максимально приблизить свой репертуар к задачам борьбы народа против немецко-фашист-ских оккупантов. Поэтому широко исполнялись не только произведения профессиональных писателей и композиторов, но и самодеятельных партизанских мастеров поэзии и музыки. Иногда среди них встречались люди очень талантливые, а порой и хорошо подготовленные: во многих партизанских отрядах и бригадах среди бойцов были артисты, литераторы, музыканты.

В одном из партизанских соединений, которое действовало на территории Радашковичского района Вилейской области, находилась учительница Мария Василевич. С молодых лет она увлекалась театром. М. Василевич оказалась душой драматического кружка. Она не только исполняла отдельные роли, но писала также пьесы и часто была их постановщиком. В 1-й Минской бригаде существовал ансамбль партизанской песни, в нем было 20 человек. Руководитель ансамбля Марковский, в прошлом ассистент Белорусской государственной консерватории и артист оркестра филармонии, написал в лесных условиях шесть песен на тексты советских поэтов. Среди его произведений песни «За Родину», «Песня подрывника», марш, посвященный партизанке. Ансамбль дал 20 концертов, прошедших с большим успехом.

Вот некоторые примеры обслуживания народных мстителей и местного населения Белоруссии силами партизанской самодеятельности. Наряду с винтовками, пулеметами, автоматами на вооружении агитационного отряда имени М. Горького, созданного в партизанском соединении Вилейской области, были музыкальные инструменты — баяны, скрипки, гитары, балалайки и цимбалы. Участники художественной самодеятельности Вилейской области разучивали стихи и песни, помещавшиеся на страницах областной и районных газет, в стенгазетах и рукописные журналах. Эти произведения партизанского творчества исполнялись на вечерах и концертах в отрядах и деревнях. Агитотряд был создан по инициативе Вилейского подпольного обкома партии. За семь месяцев своей деятельности до освобождения области от фашистских оккупантов агитотряд имени Горького выступил в партизанском крае с концертами свыше 200 раз. Кроме того, члены агитотряда регулярно проводили в деревнях лекции, доклады и беседы о положении на фронтах Великой Отечественной войны, о героическом труде рабочих и колхозников в советском тылу.

Такие же агитотряды с художественной самодеятельностью были созданы в партизанских соединениях этой области: «За Советскую Родину», имени Рокоссовского, имени Суворова и других. В репертуар агитотрядов включались песни советских композиторов о Родине, партии и героях Великой Отечественной войны, о партизанах и партизанках, а также частушки и сатира на Гитлера и его неудачливых вояк.

При Лидском подпольном межрайонном комитете КП(б)Б Барановичской области была создана агитбригада художественной самодеятельности с сильным драматическим коллективом. Ее иногда называли партизанским театром. Эта агитбригада выступала в Юра-тишковском, Новогрудском, Ивьевском, Кореличском, Любченском районах и пользовалась большой популярностью как среди партизан, так и среди местного населения, она обслужила до 10 тыс. человек. Ее злободневная программа, составленная в основном партизанами, сплачивала народных мстителей и. местное население в борьбе против фашистских захватчиков. Выступали перед местными жителями с художественной самодеятельностью после митингов или бесед также партизаны других бригад Барановичской области. Иногда партизанам удавалось выступать перед большой массой народа. После митинга в местечке Рубежевичи Ивенецкого района, о котором говорилось выше, партизанский концерт смотрели 2 тыс. человек из окружающих сел и деревень.

Ансамбли и группы художественной самодеятельности были созданы и во многих партизанских бригадах Витебской области. Широкой популярностью пользовался в северной части Витебской области комсомоль-ско-молодежный ансамбль бригады Прудникова, который выступал в Дриссенском, Россонском, Освейском районах. Только за ноябрь 1942 г. эта группа художе» ственной самодеятельности дала 39 концертов, на которых присутствовало более 6 тыс. человек.

Концерты партизанской самодеятельности нередко проходили в сложной и опасной обстановке. Иногда приходилось отражать нападение вражеских отрядов, чтобы иметь возможность дать тот или иной концерт. Однажды партизаны собрались выступить в местечке Обольцы Витебской области. Об этом стало известно полиции соседнего фашистского гарнизона, и гитлеровцы решили напасть на партизан в Обольцах. Народные мстители в свою очередь узнали о плане гитлеровцев и выставили вдали от деревни свою партизанскую засаду. Концерт начался в здании сельсовета. Внезапно было получено сообщение о приближении вражеских налетчиков. Все артисты, взяв оружие, немедленно выбежали из помещения. На огородах деревни завязался бой. Вскоре с тыла по фашистам ударили партизаны, находившиеся в засаде. Отряд гитлеровцев был разбит наголову. Через несколько минут помещение сельсовета снова заполнилось народом, а партизанские артисты стали спокойно продолжать концерт.

Выступления партизанской самодеятельности проходили также на территории РСФСР и Украины, где были партизанские края и зоны или где действовали крупные рейдирующие соединения народных мстителей. Хорошо была организована художественная самодеятельность в партизанских соединениях Брянских лесов. Во многих отрядах работали кружки художественной самодеятельности. Большую популярность приобрела агитбригада отряда «Смерть немецким оккупантам», созданная 20 апреля 1942 г. по постановлению Навлин-ского райкома партии. Она часто выступала в населенных пунктах. Сначала в агитбригаде было только 11 человек, но впоследствии она стала большим коллективом. Ее участники сами писали стихи, составляли литературно-музыкальные политмонтажи на злободневные темы, включая в них партизанский фольклор. Первое выступление бригады состоялось в клубе деревни Красные Пашеньки, присутствовали местные жители, партизаны, члены райкома партии и райкома комсомола. Через несколько дней самодеятельный коллектив по путевке подпольного райкома партии двинулся в рейд по обслуживанию соседних отрядов и местного населения.

В художественной партизанской самодеятельности участвовали также и многие жители. Вот один из примеров. Колхозники деревни Плиговка Ушачского района Витебской области готовились к празднованию 1 Мая 1943 г. Им на помощь пришел политработник из партизанской бригады. В сенном сарае была оборудована сцена. В день праздника представитель бригады сделал доклад на торжественном собрании колхозников. Потом силами молодежи этой деревни был дан концерт художественной самодеятельности. Сельские активисты организовали также художественную самодеятельность с участием колхозников в деревнях Ореховно и Зазерье этого же района. Привлекали местную молодежь к участию в художественной само-деятельности агитбригады штаба партизанских соединений южной части Минской области, партизанская бригада «Железняк» Гомельской области и другие.

Много раз выступали перед населением сел и городов южной Белоруссии и Украины бригады художественной самодеятельности партизанских соединений С. А. Ковпака и А. Ф. Федорова.

Художественная самодеятельность в тылу врага вызывала большую активность широких масс народа. Местные жители не только с большим энтузиазмом встречали концерты партизанской самодеятельности, но и помогали организовать их, сами принимали участие в выступлениях. Тяжелые условия борьбы с гитлеровскими поработителями не привели к подавлению народных талантов. Советские люди боролись против врага не только оружием, но и метким словом, сатирой, юмором.

Большую воспитательную роль играло также кино-обслуживание населения в тылу врага.

Когда хорошо наладилась авиасвязь с «Большой землей», из советского тыла самолеты стали привозить на партизанские аэродромы передвижные киноаппараты и кинокартины. Так например, кинообслуживание партизан и местного населения было налажено командованием соединений А. Сабурова и А. Федорова. В партизанских отрядах Черниговской области весной 1943 г. состоялось 80 киносеансов, на которых демонстрировались фильмы: «Разгром немцев под Москвой», «Суворов», «Салават Юлаев» и др. Просмотр кинофильмов, присылавшихся из советского тыла, был настоящим праздником для партизан и населения. Только с ноября 1942 по апрель 1943 г. партизанские кинопередвижки обслужили свыше 10 тыс. человек.

Демонстрировались советские кинокартины в тылу врага и на территории партизанских краев Ленинградской области и других областей РСФСР.

Активно работали две кинопередвижки в южной части Минской области. Здесь для партизан и населения демонстрировались кинокартины: «Ленин в Октябре», «Разгром немцев под Москвой», «Ленинград в борьбе», «Оборона Ленинграда», «Чапаев», киножурнал о разгроме гитлеровских войск на Волге. Эти кинопередвижки дали около 2 тыс. сеансов, на которых присутствовало 178 тыс. человек. Организовали кинообслуживание населения на территории партизанских краев и зон партийные организации Витебской области. Несмотря на тяжелые условия работы, прибывшие из-за линии фрон-та киномеханики показывали образцы боевой и трудовой доблести. Так, киномеханик Семен Жерносеков с кинопередвижкой и картиной «Разгром немцев под Москвой» прибыл в тыл врага в июне 1942 г. За полгода работы он дал в населенных пунктах Суражского, Ме-ховского, Сиротинского и Полоцкого районов Витебской области 132 киносеанса, обслужив 10 тыс. человек. Демонстрирование кинофильмов Жерносеков сопровождал беседами о положении на фронтах Отечественной войны, о жизни в советском тылу.

Приведенные здесь факты показывают, что кроме всех видов политико-массовой работы, о которых говорилось выше, партийные организации проводили в тылу врага большую культурно-просветительную работу с населением. Вся эта идеологическая работа нашей партии в целом вызывала повышение общественной активности советских людей, мобилизовывала их на выполнение тех задач, которые решались в партизанских краях и зонах в связи с борьбой против немецко-фашистских оккупантов. Советские крестьяне проявляли на территории партизанских краев и зон большую активность как в вооруженной борьбе против врага, в своей производственной деятельности, направленной на укрепление материальной базы для этой борьбы, так и в по-литических и культурно-массовых мероприятиях, которые проводились Коммунистической партией в данных условиях.

Общественная активность трудящихся на территории партизанских краев была проявлением силы и устойчивости советского образа жизни, новых черт социалистического быта, ярким проявлением того, что идеи Ком-мунистической партии глубоко проникли в сознание народа и возбудили в народе благородные чувства патри-отического долга, любви к социалистической Родине. Одновременно общественная активность населения в тылу врага была одной из форм протеста советских людей против фашистского так называемого «нового порядка» и дополняла собою вооруженную борьбу народных мстителей против гитлеровских оккупантов, являлась одной из черт всенародного партизанского движения.

<< Предыдущий раздел Следующий раздел >>