ПАСХА
"А все ж любопытно,
почему это немцы пасху разрешили справлять? Сам черт их не поймет. В конце прошлого
года почти всех ксендзов на Логойщине арестовали - подпольщиками, сказывают, были,
супротив Гитлера пошли,- потом костел в том же Логойске закрыли, а тут на тебе -
пасха! Что-то тут не так",- размышлял старый Пучок, крася пасхальные яйца. Ни свет ни
заря встал сегодня Пучок и стал собираться в поселок Красное: хотелось ему поглядеть,
как там люди праздновать будут. Ишь что немец придумал! Добреньким прикинулся.
Пасху разрешил народу справлять! На все праздники запреты наложил: и на Восьмое
марта, и на Первое мая, и день Красной Армии запретил, и Октябрьские тоже. А вот
рождество - пожалуйста! И еще день рождения. Ну, день рождения запрещай не
запрещай, а и самому отметить можно. Плевать на твои запреты. Только Пучок не помнит,
когда он родился. Да и не знал, наверное, вовсе. Одним словом, все праздники главные
запретил немец. И вдруг - пасха! В костеле, с органом, с богослужением! Неслыханное
дело! Что-то тут не так. Потому Пучок и собирается в дальний путь отправиться. Не
столько помолиться, сколько любопытство его разбирало. Сам
Пучок не верил ни в бога ни в черта, хоть и того и другого с языка не спускал. А если
случалось eму молиться, так только тогда, когда все молятся. Но так уж повелось у них в
Хатыни, видать, еще с давних времен заведено, что каждый, хоть и не верит в бога, свою
веру должен иметь - православную или католическую, все равно. А отчего это все
пошло, никто толком не знал. Один Карабан был близок к истине, когда говорил, что все у
них перемешалось, что виноваты в этом польские паны, когда они четыре века тому назад
заполонили землю белорусскую. Тогда силой заставляли белорусов принимать
католическую веру и молиться на польском языке. А потом дошло до того, что бело-
русских католиков объявили поляками и заставляли детей называть польскими именами и
говорить на польском языке. А в годы революции многие опять переходили в
православную веру. Все перепуталось, что и говорить! И чем они отличаются - католики
от православных? И те и другие одному богу молятся, только по-разному его называют. И
ксендзы и батюшки говорят одно и то же: что, дескать, бедные должны жить в "страхе
божьем" и за это попадут в "царство небесное", а там не жизнь у них будет, а рай! И те и
другие учат: "не убий", "не укради", а сами что делают! Вот на прошлой пятнице соседка
его, Тэкля, курицу отнесла попу, чтобы тот научил ее, как козочку на ноги поставить. Ну,
научил. Приходит Тэкля домой и делает все так, как поп велел. Над водой молитву
пошептала, пол этой святой водой вокруг больной козы полила, потом ею скотинку
потерла. И вот стала Тэкля перед козой на колени и говорит: "Выйди, враг, из козы!" - а
та нет чтобы встать да побежать, а к вечеру взяла и околела, не вышел из нее враг. Верь
после этого богу! А Тэкля - как с ней ни спорь, что горохом об стенку - все равно
кричит, что бог есть. Пучок не верит. Он считает, что бога выдумали хитрые попы, чтобы
грабить Тэклю и таких, как она. Ведь вот как живет поп Зубович! Лучше всех живет! И
сало ему носят прихожане, и масло, и гусятину, и поросятину! Будто жертву богу
приносят, чтобы тот грехи им отпустил, порчу на скотину не наслал. А ведь не бог, а
батюшка гусятину поедает! Глупые! Обманывает их поп, мутит водичку и ловит рыбку. А
те верят. Ей-богу, глупые! Последнее отдают, а сами лаптем щи хлебают. Лучше б детей
накормили... Так размышлял Пучок, собираясь в
дорогу. Хоть и считал себя Пучок православным, а все ж пошел
смотреть, как в костеле пасху справляют. Пока дождешься православной! У католиков она
всегда раньше. А потом и другую можно отметить. Ушел Пучок.
А хатынцы, получив разрешение на праздники, оживились, начали готовить, друг к другу
в гости захаживать. Кое у кого даже самогонкой запахло. Потом некоторые ходили
навеселе с песнями. Вернулся Пучок только на вторые сутки.
Усталый, сердитый. Хоть не подходи к нему. А всем знать охота, как он там, в Красном,
яйца святил. Особенно хотелось узнать Лёксе и Антосю. Но странное дело: Пучок еще
только на дороге появился и в Хатынь не вошел, а мальчишек будто корова языком с
улицы слизала. Приглашали Пучка все. И он ходил из хаты в хату
и все рассказывал одно и то же. И хоть великий грех на пасху плеваться, а все ж всякий
раз, когда он доходил до одного места в своем рассказе, смачно плевал да так отборно
ругался, что даже мужики на него шикали. Зашел Пучок и в Адэлину хату. И вот что он
рассказал. Тут не только плеваться будешь. - Пришел я в
Красное. К костелу иду. А что народу там! Яблоку упасть некуда. А на лицах любопытство написано. Раз немец пасху с нами справляет, может быть, не такой уж он враг?
Толкаюсь это я, то боком, то задом протискиваюсь. Где там! В костел не попадешь. Уже
служба идет, а храм божий всех и не вмещает. Толкаются люди перед ним, чтобы хоть
так, издалека молебен услышать. Протиснулся я в костел все же. А ксендз уже поет, люди
тоже подхватывают, поют хором. И тут вижу, рядом со мной Бис стоит. Все люди как
люди, слово в слово за ксендзом молитву твердят, а он, песья кровь, свое что-то лопочет.
Прислушался я - и сердце мое захолонуло. Тьфу, нечистая сила! Чтоб тебе провалиться!
И надо ж такое придумать! - Тут Пучок умолк, выпил не спеша, закусывать
стал. А Тэкля так и подалась вперед, шею вытянув. Не терпится
ей узнать, что ж такое лопотал чужой староста? И наконец, вытерев усы рукавом, Пучок
продолжал: - А лопотал он вот что: "Езус-Мария! Хвала тебе
за то, что врага нашего иным сделала. Сердце лютое из немца вынула, а вместо него
доброе вложила. Ведь кто ж это подумать мог, что он пасху справить нам разрешит! Не
враг нам Гитлер после этого, а друг!" Зашумели в хате после слов
таких, плеваться стали не хуже самого Пучка. А тот
продолжал: - Как услышал я это, повернулся и вон из костела.
Чтобы рядом с такой сволочью не стоять. Запоганил он веру людей, христопродавец. А
про бога так и не вспомнил даже. Вышел я из духоты на свежий воздух. А тут ксендз
пошел ходить, святой водой яйца окроплять. Ну и я свой узелок развязал. Стою вместе с
бабами в ряд. Для ксендза проход узкий оставили. Ходит он, налево и направо святой
водой поливает. И ко мне подошел. Окунул кропило в святую воду и только хотел
побрызгать, да тут глядь на яйца - и застыл, весь белый как мел стоит, и борода отвисла.
Потом наклонился ко мне, а глаза у самого колючие, и
шепчет: "Убирайся отсюда...
нехристь!" Сказал это он и по сторонам озираться стал. Глядь -
налево, глядь - направо, шеей вертит, будто испугался чего. И опять на яйца
уставился. "Спрячь сейчас же" -
шипит. Тут уж и я посмотрел. Как глянул, так и обомлел. И как
тут не обомлеть: "Первое мая" на яйцах намалевано. - Как же
это так? - изумилась Тэкля. - Тише ты! Дай досказать
человеку! - зашумели в хате. А Пучок
продолжал: - Страшно мне стало. Даже перекрестился. И вот
думаю, что за превращение такое? Вот. Что хотите думайте. И сам не пойму, что это было.
Может, знамение какое?.. Закончил свой рассказ Пучок и залпом
осушил стакан. Стали бабки судачить, гадать, что же это было? Кто-то
сказал: - К победе это. Скоро, значит, красные
придут. - Ну, а потом что, Пучок? - не терпелось узнать
Тэкле. - Что потом?.. Вижу я такое дело - и дай бог ноги! Тут
глядь - Бисова жонка стоит. Взял я свои яйца и в корзину ей
подкинул. Всякий раз, когда Пучок доходил до этого места в
своем рассказе, все дружно смеялись. И Пучок тоже. А когда он смеялся, в глазах его
сверкали хитринки, от которых зла людям никакого нет. Оттого что он задирал голову
кверху, пучок жиденькой бороденки еще больше выступал вперед и мелко-мелко дрожал
от смеха. Может, из-за этой бороденки и прозвали деда Пучком, кто знает?.. После такой
веселой беседы Пучок, чувствуя себя героем, вставал из-за стола, кланялся и
говорил: - Спасибо этому дому, пойдем к
другому. И так ходил он из хаты в хату, пока его, захмелевшего,
подхватив под руки, не приволокли домой мужики. Так
закончилась пасха. И все же Пучок догадывался, чья это работа,
кто яйца ему подменил. Кроме Лёксы и Антося, никто не приходил к нему с
поздравлением в то утро, когда он в костел собирался. Но промолчал старик. Уж очень зол
был на Биса за его "молитву". И хорошо, что он первомайские яйца в старостихину
корзину подкинул. Пусть похристосуются, нехристи. А ему, Пучку, бог
простит. Что было после того как Пучок из костела ушел, ему
рассказывать не хотелось. Да и кому захочется такое рассказывать! А было вот что.
Пошел Пучок после своей неудачи в столовую подкрепиться. Только хотел войти, уже за
ручку дверей взялся, как вдруг услышал над самой головой: -
Цурюк! Швайн! Назад! Свинья! Пучок отпрянул в испуге,
машинально кепку с головы сорвал, перекрестился даже и видит - немец перед ним
стоит, лопочет что-то по-своему, слюной брызгает, злой такой, и показывает рукой на
вывеску, что над дверями столовой висит. Не понимает Пучок, что там написано, потому
что читать не умеет. Да мимо баба проходила, шепнула ему: -
Дедок! "Только для немцев" тут написано. Баба, наверное, и
сама читать не умела, просто все тут знали эту вывеску. Повернулся Пучок - и давай
тикать! "Нельзя так нельзя. Видать, потому с нашим народом и молиться в один день не
хотят... Расписание в костелах устроили и по очереди молятся... Как от скверны бегут от
нас, брезгуют. Да я и сам с вами за одним столом не сяду! Сами вы свиньи! Кто вас звал
сюда!" - чуть не плакал от обиды старый Пучок. Зашел он за
какой-то дом, присел на корточки, вынул из торбы флягу с самогоном, хлеба краюху,
луковицу с солью и подкрепился. Закусил горе луковицей - веселее стало на душе. А
потом пока на базар сходил да купил то да се - вечереть стало. И надо ж было ему опять
в костел заглянуть перед тем, как домой отправиться! Охота пуще неволи. Все хотелось
посмотреть, как там пасху без него справляют. Зашел в костел, стал слушать, как ксендз
поет. А тот вдруг петь перестал и обращается к народу: -
Граждане парафияне! Молитесь за то, что немец вас от большевизма
спас! Тихо стало в костеле. А ксендз вновь молитву затянул.
Потом махнул последний раз кадилом да так искусно, что дымок от ладана колечком
взвился вверх. Ксендз повернулся ко всем спиной и исчез за воротами алтаря. А Пучок
вместе со всеми, как завороженный, смотрел на колечко, которое уплывало все выше,
выше, потом стало расширяться, бледнеть; вот-вот растворится этот божий ореол у самого
клироса, как вдруг шум поднялся в храме. Кто-то крикнул: -
Спасайтесь! Немцы хотят нас в костеле сжечь! Что тут было!
Заголосили бабы, бросились все к выходу, но немец ворота снаружи запер - никому не
выйти! Тогда опять кто-то крикнул: - Молитесь! Бог да спасет
нас! Упали все на колени, молиться стали. И Пучок тоже стоит на
коленях и все молитвы, какие только знал, вспомнил. А потом выяснилось:
комендантский час уже был, восемь часов вечера, вот и заперли их немцы на всю ночь, и
придется им, парафиянам, до утра в храме сидеть. Разве ж это свобода такая? Даже на
двор выйти не дают! Нет, нельзя немцу верить. Уж лучше сатане верить, чем ему.
Примостился Пучок в углу костела под иконой с распятым Христосом, поворчал еще
немного и уснул. А утром, чуть свет, растолкал его сторож церковный, уходить велел. Все
ушли давно, а на Пучка, видать, самогонка подействовала: так крепко спал, что и не
слышал, как немцы ворота открыли и всех выпустили. Вышел Пучок на волю и пошел
своей дорогой, проклиная вчерашний день, столько было неудач! Но теперь Пучок знал,
почему немцы пасху разрешили народу справлять. Шел он с торбой за спиной и
всю дорогу ворчал: - Ишь, разумник!.. "Немец вас от
большевизма спас!.." Вот что придумал! Ах ты, чепела лысая! Святая душа на костылях!
А сами что делают!.. Он со мной за одним столом сидеть не желает... Сам ты свинья, пес
шелудивый!..
|