В.М. А с надписью на кружке,
которую Нина передала из полиции, было так… Я учился в Харькове, и однажды
читаю в газете рассказ криминалистов. Они рассказывают, что в Харькове
открылась криминалистическая лаборатория, которая делает чудеса: даже
расшифровывает надписи на почти истлевших бумажках, которые находят в
медальонах погибших солдат. Ну, в общем, мастера великие… Я на каникулах
приезжаю домой: «Ма, где эта кружка?». «Ты знаешь, я кому-то отдала её». «Как
отдала? Зачем отдала?» «Ну, ты знаешь, они как пристанут… ну не оторвёшься – ну
я, значит, и отдала».
М.Т. А как же получилось, что
орден Нины отдали?
В.М. Так ведь все так поступали.
М.Т. А многие так награды
раздали?
В.М. Ну, конечно.
М.Т. А, в основном – в Краснодонский
музей или в ещё какие-то?
В.М. Очень мало в Краснодонский
музей. Больше – эти экскурсанты. Орден Нины попал в 312-ю школу Московскую. Я
требовал назад – так ничего и не получилось. Когда уже этот буржуазный
переворот произошёл. Я прочитал в газете «Правда», что музей 312 школы
уничтожает директор школы, что переводят куда-то в подвал (кажется, Т.А.
Кисничан об этом писала). А я пишу письмо директору школы: «Уважаемый такой-то
и такой-то. Я наследник, у вас находится орден моей сестры, прошу его вернуть».
Одно письмо – тишина, второе письмо – тишина. И я понял: ответа не будет… А
орденскую книжку я отдал в Краснодонский музей. Медаль «Партизану Отечественной
войны» тоже в Краснодонский музей.
А что касается кружки, то я не просто был возмущён, что мама
отдала. Я решил искать. В какую школу можно обращаться? Когда сотни
экскурсантов проехали. Я пишу в «Пионерскую правду» письмо: что очень важно
было бы прочитать это последнее сообщение Нины, прошу дать очень короткое
объяснение в школы. Может быть, кто-нибудь прочитает и отдаст эту кружку, а мы
передадим её в криминалистическую лабораторию. Мне приходит ответ: «Владимир
Петрович, мы советуем вам: пусть мама ваша скажет – в какую школу она отдала, и
таким образом вы получите кружку». Подожди, я же написал, что неизвестно, в
какую школу. А она, как будто бы не читала моё письмо, вот так формально
отвечает. Не то что невнимательно, а это, может уже какая-то стерва была,
которая уже тогда не хотела, чтобы была правда… Это ж трудно сказать, что это
за человек – я ж не изучал. Я до сих пор это письмо дома храню.
М.Т. Владимир Петрович, а какой
вам запомнилась Нина, ваша сестра?
В.М. Во-первых так: у неё –
артистичный характер. Это подчёркивает и Анна Дмитриевна Колотович, классный
руководитель… Но вот ни сестра, никто Анну Дмитриевну не любили, у неё кличка
была «Махина». Она была очень толстая, приходила к нам и говорила: «Вот на
каникулах Нина должна заняться тем то и тем то, потому что у неё то хорошо, а
здесь лучше, чтоб она подтянулась, и т.д.». А я Нину дразнил: «Борис и Нина –
жених и невеста». Т.е. она была влюблена в Бориса Клыко, а он – нет. Потому что
ещё до 9 класса они вместе ставили концерты и постановки. Потому что и
стихотворение его было Нине написано, он немножко поэт был, немножко художник.
Он портрет её хороший нарисовал. Портрет висел на стене у Анны Дмитриевны. Уже
после окончания института, я пришёл к ней домой. Она болела тогда. Ну беседуем
мы. Жалею, что не сказал: «Анна Дмитриевна, отдайте мне этот портрет, или
давайте передадим его в музей». Я этого не сделал. А она умерла и всё, что у
неё было – исчезло. И этого портрета нет.
Т.е. Нина была артистичная. Песни дома звучали постоянно… ну и не
только она была артистичной. Тогда вообще все пели, потому что как только новая
песня прозвучала по радио, на второй день уже знали слова, знали мелодию. И во
всю! – особенно, когда делала уборку в квартире, эти песни звучали. А потом,
уже после неё, я тоже так делал, потому что… это так заведено было, что все
пели… такое население было, тогда. Телевизоров не было, компьютеров не было,
играть не во что было. Ну в кино ещё ходили, в клуб Горького. Мы постоянно там
были.
Кроме того, что артистичная была – потом она была вынуждена
увлечься медициной. Произошло это таким образом: дедушка Алферов Федор
Васильевич приехал к нам 1939 году с Орловщины, привёз лесных орехов, мёда и
т.д. В общем, в гости – проведать дочку. И говорит: «Наташка, ты посмотри на
Нину, она бледненькая, может быть, ты её пошлёшь ко мне. У меня там в лесу и
мёд, у меня и молоко, свежее парное. Я её откормлю, она будет розовощёкая». И
вот на следующий год Нина собралась туда и уехала. И там пробыла месяц или
больше – этого я уж не помню сейчас. Но, самое главное, вернулась оттуда с
таким рассказом. В этом селе Столбча и в том лесничестве, где служил охранником
Федор Васильевич Алферов, был врач. Он с Ниной подружился и рассказывал ей
некоторые рецепты народной медицины. Она увлеклась этим делом, а он ей сказал: «Нина,
как только закончишь 10 классов, поступай в медицинский институт, я передам
тебе все свои секреты, какие у меня есть – эффективное лечение многих болезней
методами народной медицины». Т.е. всякими травами… И она после этого стала
задумываться, что «артисткой я, наверное, не буду, а буду думать…» И, как
только в 1941 году закончила 10-й класс – на второй день объявили войну, после
их выпускного бала... Она уже не стала собираться в институт, а поступила в
больницу, на курсы медсестер. И готовила себя быть медсестрой.