Шел апрель 1942 года, война продолжалась десятый месяц. Враг, как озверелый, лез в глубь нашей страны. В эти тяжелые для нашей Родины дни пароход «Ванцетти» вышел из Владивостокского порта в большой и ответственный рейс. Ему предстояло пройти много морей, проливов, три океана.
Рейс Владивосток — Сан-Франциско — Архангельск Северным мор-ским путем с трудностями завершен успешно, этим была закончена первая половина рейса. На днях нам предстояло начать вторую половину этого громадного рейса, через Атлантику, Панамским каналом на восток к себе на родину.
Главное, что нужно было сделать по выходе из Архангельска, — это прорваться через все Баренцево море, через линию фронта — боевых действий в этом районе.
В районе острова Медвежий, между Норвегией и Шпицбергеном, в горле, гитлеровцы сосредоточили большое количество военных кораблей, авиацию, где караулили караваны судов, доставлявших боеприпасы и снаряжение для наших войск. Здесь фашисты старались уничтожить эти караваны, шедшие в Советский Союз. Нам предстояло пройти к берегам Исландии в одиночку без каравана. Суда посылали через каждые 12 часов, один за одним. В этот период уходили семь судов, среди них наши дальне-восточные — «Урицкий», «Белоруссия» и наш «Ванцетти».
Наконец, к исходу дня 29 декабря из Иоканьги (близ Мурманска), на-кануне 1943 года снялись в рейс. До 68-й широты норда нас сопровождал один из тральщиков. Здесь в этом районе он нас оставил, и мы продолжали свой путь самостоятельно. Держим курс строго на север, идем при большом встречном ветре, в абсолютной темноте, только в дневные часы заметили проблески света, и то на несколько часов. Большой волной сбило спасатель-ный бот, сломало парадный трап, вся палубная надстройка покрывалась сплошным льдом. Видимость исчезла.
3 января повернули на запад к острову Медвежий. Курс проложен между островом и берегом Норвегии. На борту установлено усиленное наблюдение за горизонтом. Все начеку в полной боевой готовности. В любую минуту по тревоге каждый из членов экипажа готов занять свой боевой пост.
И вот наступило памятное 5 января. В полдень, находясь на вахте в радиорубке, через иллюминатор услышал крики: «Земля, земля». Не-медленно вышел на палубу, где собрались моряки, свободные от вахты, и рукам показывают на северо-восток, где на расстоянии 8—10 миль от нас в полумраке видим силуэт земли — остров Медвежий. Оказывается, мы шли и не видели по горизонту в темноте ничего, а когда подошли на траверз острова Медвежий, штурманы увидели его. Остров был незамечен, так как находился справа, в темной стороне. Увидев Медвежку, капитан В. Веронд дал команду изменить курс на юг, и что есть сил у «Ванцетти» стали жать, но немецкие посты уже успели засечь наше судно, находившееся в более светлой части моря. С этого момента начали нас по пятам преследовать, но мы пока ничего не видим, кроме земли.
Я сменился с вахты, пошел в кают-компанию обедать. Захожу, а за столом идет оживленная, даже веселая беседа, делятся впечатлениями, пере-брасываются шутками, свойственными морякам. Даже старший штурман Агоев под конец обеда затянул «Синий платочек», чего никогда не было с ним. Но не прошло и двух часов, как по судну раздались все тревожные звонки, объявлена боевая тревога. Немедленно бегу в радиорубку, сажусь к аппаратам.
Через оптический прибор на пушке и в бинокли на горизонте был об-наружен силуэт военного корабля. Одни утверждали, что это подводная лодка, другие считали, что это сторожевик. Силуэт был низок и длинен. Через некоторое время корабль скрылся из вида, и как наши наблюдатель-ные посты ни старались увидеть его еще раз, но тщетно.
С момента объявления боевой тревоги прошло полтора часа, потому капитан Веронд решил отпустить людей со своих боевых мест, но предупредил моряков, чтобы никто не снимал с себя одежду и спасательные пояса, с тем чтобы народ мог занять свое боевое место быстрее при возобновлении тревоги.
Перед началом вахты я спустился в столовую команды, где собралось много моряков. Они беседовали о месте нахождения судна. Не прошло и 15 минут нашей беседы, как вдруг снова резкие, тревожные звонки. Моряки побежали к своим боевым постам. Выбегая на палубу, быстро к скоп-трапу, я услышал крик: «Торпеда слева по корме». С быстротой молнии очутился в радиорубке у своего поста. Забегаю в рубку, говорю своему помощнику Николаю Ануфреву: «Быстро на боевое место — торпеда».
К этому времени подводная лодка выпустила по нам две торпеды. Первая из них прошла в пяти—восьми метрах по носу. Ее первым увидел боцман Ксенофонтов, находясь на полубаке впередсмотрящим. Он быстро голосом сообщил на мостик: «Торпеда, слева по носу». Капитан моментально дал команду: «Рулевому, право на борт». Своевременный маневр капитана позволил избежать смертельной опасности.
После того как подводная лодка выпустила первую неудачную торпеду, она начала разворачиваться и готовиться ко второй атаке.
У кормового орудия вел наблюдение за морем матрос второго класса Скипор. «Торпеда», — закричал он на мостик. Выпустив в правую кормовую скулу вторую торпеду на расстоянии 10—12 метров от кормы, торпеда попала в сильную струю воды, созданную винтом, и она прошла вдоль правого борта. Благодаря своевременной команде «Лево на борт» и неточному построению торпедной задачи, торпеда прошла, не задев парохода.
Сквозь мглу моряки увидели силуэт подводной лодки. Открылся люк, и на палубу выскочили люди и бросились к пушке. Видимо, фашисты решили наш «Ванцетти» уничтожить артиллерийским огнем. Но было уже поздно. В этот момент дана команда капитана Веронда: «Огонь». Наша 75-миллиметровая пушка и крупнокалиберные пулеметы метким огнем обрушились на лодку. Первый выстрел из пушки был недолетом, второй и третий попали прямо в цель, так как был виден огонь, всплеск воды и слышны глухие удары о металл. Всего из пушки по цели было сделано 7 выстрелов. Выстрелы из пулеметов были точны, попали также в цель, и через несколько минут над водой ничего не оказалось. Подводная лодка погружалась не так, как она хотела. Морские волны сомкнулись над ней навсегда.
После торпедной атаки начался густой снегопад, ветер стал крепчать, разыгрался шторм. Временами попадаются большие поля льда. Это было нам на руку. Шторм в какой-то мере маскирует нас, а мы петляем, меняя курс через каждые пять минут, чтобы затруднить возможные повторные атаки другими вражескими кораблями.
В течение последующих дней «Ванцетти» медленно, но уверено дви-гался к берегам Исландии, к порту Аккурери. И лишь только 17 января «открыли» землю и благополучно зашли в порт.
После кратковременной стоянки в порту Аккурери в составе каравана вышли из порта и взяли курс на Америку, а затем через Панамский канал к себе на Родину.
Боевое задание было выполнено.
Руднев. Г.В., бывший нач. рации п/х «Ванцетти»,
г. Владивосток,
1 июня 1961 г.
Д. 64. Л. 146-151.