Участники войны с белофиннами в 1940 году помнят о геройском по-ступке Ивана Михайловича Двойных. Не только участники, но и все, кто читал газеты, хорошо помнят, как на самолете И-16 он сел около подбитого товарища, взял его на свой самолет и привез в свою часть. За этот подвиг он был награжден орденом Красного Знамени.
Но даже немногие, наверное, помнят, а тем более что нигде не было написано о том, что в августе 1942 года И.М. Двойных повторил этот подвиг, но уже на самолете Ил-2, который в то время был еще одноместным.
Наш 503-й штурмовой авиаполк был сформирован 6 августа 1941 года и направлен на Юго-Западный фронт. Полк базировался и действовал с полевого аэродрома, находившегося в 10 километрах западнее г. Лебедя-ни Сумской обл. Летчики полка летали на штурмовку немецких войск в районы г. Гадяч, Ромны, Недригойлова.
В начале сентября несколько дней стояла пасмурная погода. Шел мелкий, моросящий осенний дождь. Видимости не было, облака шли на высоте 100—150 метров.
Командование полка получило распоряжение — вызвать добровольцев, произвести авиаразведку в районе г. Конотопа и выяснить места скопления и направления движения танковых войск немцев.
Первым вызвался Иван Михайлович, с ним пошли Дегтярев, а третьего летчика фамилию не помню. И вот тройка «илов» в воздухе. Ни один человек не уходит с аэродрома. Только одна мысль у всех: вернутся ли? Проходит час. Второй... Еще 20—30 минут. Время полета истекло. Горючего больше нет. Тяжело у всех на душе. И вдруг... Что это уже почти 3 часа, а вроде послышался гул самолета. Нет, не послышался, а уже все слышат все нарастающий гул самолетных моторов. Но чьи это самолеты? Еще несколько томительных минут, и прямо на аэродром, вплотную друг к другу, выскакивают два «ила». Наши! Громовое «ура». Но почему только два? Где же третий? Еще несколько минут, и самолеты садятся, заруливают на стоянки. Пришел Двойных и еще один летчик. Где же Дегтярев? А Двойных уже вынимает из фюзеляжа перевязанного Дегтярева.
Из дальнейшего рассказа узнаем, что, выйдя в район Конотопа, наши летчики обнаружили большое скопление танков, автомашин. Определили направление и дороги, какими двигались эти немецкие колонны. По пути обстреляли и сбросили бомбы. В общем, задание было выполнено, и уже на обратном маршруте случайный выстрел ранит Дегтярева, и он идет на вынужденную посадку. Но не в обычае наших летчиков оставлять товарища в беде. Рядом с Дегтяревым садятся Двойных и его товарищ. Пока Двойных вытащил Дегтярева из его самолета и поджег его самолет, затем с большими трудностями поместил его в фюзеляж своего самолета. И благополучно доставил на свой аэродром.
В июне 1942 года И.М. Двойных назначают командиром 503-го штур-мового полка, а в августе и меня перевели в этот же полк. С ним вместе и служил до 1945 года. Не один раз приходилось с ним летать и мне.
Кузьмин И.А.,
Московская обл., г. Талдом,
27 марта 1965 г.
Д. 36. Л. 159-162 об.