ЗАЩИТИМ ЛЕНИНГРАД
ИСКУССТВО - ГЕРОИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК БЛОКАДЫ
Объединенное хозяйство музеев (ОХМ)
|
В годы блокады в Исаакиевском соборе было создано Объединенное хозяйство музеев (ОХМ), где работали многие сотрудники музеев, находившихся на территории, оккупированной врагом: Бронислава Самойловна Волкинд, Тамара Федосьевна Попова, Вера Владимировна Лемус, Евгения Леонидовна Турова из Пушкинского музея-заповедника; Анна Константиновна Сементовская из Музея истории Ленинграда и ее коллега Елена Николаевна Элькин - человек, глубоко знающий историю родного города; Ирина Константиновна Янченко, которой не удалось вернуться в родной Гатчинский музей, она погибла при артиллерийском обстреле 8 августа 1943 года; хранитель из Петродворца Марина Александровна Тихомирова; научный сотрудник Музея истории Ленинграда Алексей Алексеевич Чертовский, до последнего дня свой жизни он вел блокадный дневник города и умер от голода в апреле 1942 года, и многие другие.
Руководителем (ОХМ) была Евдокия Игнатьевна Лединкина, главным хранителем - научный сотрудник Гатчинского дворца Серафима Николаевна Бадаева С. Н. Балаева была неутомимым, опытным организатором, человеком мужественным и преданным своему делу.
Главный хранитель музеев Петергофа в послевоенные годы Марина Александровна Тихомирова вспоминала: «Всеми хранительскими работами руководила тогда Серафима Николаевна Балаева. Она была старшей среди нас по возрасту и по музейному стажу. Уже двадцать лет к тому времени проработала она в своей любимой Гатчине, ее глубокие знания в области хранения сыграли очень большую роль в нашей общей работе. Энергия, спокойное мужество, преданность своему делу этой уже пожилой, маленькой и на вид слабой женщины были поистине удивительны. <...> Серафима Николаевна была прекрасным организатором.
... Каждый из нас, отвечая за свой фонд, работал преимущественно с ним, приводя в порядок его документацию. Но Балаева устанавливала общую очередность проверки, а затем и просушки вещей из наиболее "аварийных" ящиков. Тогда уже мы все работали вместе, сообща спасая очередной "Павловск", "Пушкин" или "Петергоф"».
Несмотря на холод и голод, музейные работники в условиях блокады вели научно-исследовательскую работу. Они подбирали необходимую для будущей реставрации музейных ценностей литературу, готовили материалы по теме «Ленинград в блокаде», вели дневники.
19 января 1944 года был освобожден Петродворец, вскоре -Павловск, Пушкин и Гатчина. Работавшие в ОХМ сотрудники пригородных музеев начали возвращаться к своим сожженным и разрушенным дворцам и паркам. Но их содружество, возникшее под куполом Исаакия, не распалось. Его продолжением стала экспозиция «Чтобы помнили...», созданная музеем-памятником «Исаакиевский собор» при участии музеев-заповедников «Павловск», «Гатчина», «Ораниенбаум», «Царское Село», «Петергоф», музеев истории Санкт-Петербурга, обороны и блокады Ленинграда.
Слово «блокада», вобравшее в себя все мыслимые и немыслимые трудности, мучения, беды, возникло и закрепилось в тревожной жизни горожан не сразу. Что-то грозное происходило, надвигалось, и ленинградцы жадно искали, где нужны их личные усилия, их самоотверженность, готовность сражаться, а если надо, то и умереть. Только бы не длилось это беспомощное ожидание самого худшего. Необходимо было найти в общем и главном деле выход гневу и беспокойству...
Уже в конце июня 1941 года большая группа художников начала выполнять огромную работу по маскировке военных объектов - прежде всего аэродромов. Нужно было также маскировать важнейшие гражданские объекты (в частности, Смольный) и прославленные архитектурные сооружения. Необходимо было укрывать от бомб и снарядов знаменитые монументальные скульптуры. Для каждого памятника архитекторы и скульпторы разрабатывали особый способ укрытия. В городе выросли странные, обшитые досками песчаные холмы, опустели пьедесталы...
В. Серов, члeн Ленинградского Союза художников, вспоминал слова, с которыми обратилось к деятелям культуры руководство города: «Ваше оружие - искусство, карандаш. Никто не имеет права отбросить это оружие, оставить его без бойца. Это оружие должно быть в руках художника, потому что оно тоже действенно разит врага и приносит колоссальную пользу нашему делу».
Живопись стала одним из важных средств борьбы с врагом. Художники показали удивительно трагическую красоту города, нашли художественные средства, чтобы донести свои нравственные идеалы, отраженные в пейзаже, до сердец блокадных ленинградцев и бойцов, лежащих в госпиталях после ранений или защищающих рубежи Ленинграда.
Никогда еще художник и «натура», которую он изображал, не были так объединены общей судьбой, общим страстным желанием - выстоять и победить ненавистного врага!
|