|
|
|
|
ЗАЩИТИМ ЛЕНИНГРАД
ИСКУССТВО - ГЕРОИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК БЛОКАДЫ
Анна Ивановна Зеленова
|
Анна Ивановна Зеленова начала свою работу в Павловске в 1932 году: водила экскурсии, делала методические разработки, выставки. В августе 1941 года ее назначили директором музея. В первые же дни Великой Отечественной войны Анна Ивановна включилась в работу по консервации музея, подготовке к эвакуации музейных коллекций. К сожалению, все коллекции эвакуировать не удалось, часть из них была перевезена в Ленинград, в Исаакиевский собор и другие хранилища. В последний ящик, отправленный в тыл, она уложила документацию проведенной по ее заданию в предвоенные годы ландшафтной инвентаризации лучших парковых районов, созданных Гонзаго. В Сарапул и Ленинград отправила те произведения, которые придавали Павловску особое обаяние: изделия из слоновой кости и янтаря; нарядные акварели на стекле молочного цвета, исполненные Марией Федоровной в дар супругу; вышивки; а также семейный архив.
Анна Ивановна Зеленова была в числе сотрудников павловского музея, которые последними, под бомбежками и артобстрелами, буквально за несколько часов перед немецкой оккупацией Павловска покинули его пределы. Уходили пешком, вдоль линии железной дороги, как говорили, пересчитывая и запоминая место расположения буквально каждого дерева. Без этого было бы невозможно восстановление после войны парка, наполовину вырубленного немцами.
После окончания оккупации Анна Ивановна вновь увидела Павловск в феврале 1944 года: сожженный дворец стоял в руинах, великолепный парк был вырублен и изрыт траншеями. Государственная комиссия сделала вывод о невозможности восстановления музея. Зеленова была категорически не согласна с этим и начала работу по консервации сохранившегося декора. Впервые в истории музейного дела она разработала методику реставрации памятников архитектуры.
Анна Ивановна сформировала вокруг себя творческий коллектив музейных сотрудников, проектировщиков, реставраторов различных специальностей. В результате Павловский музей стал первым пригородным дворцом, восстановленным после войны. Первые его залы были открыты для посетителей в 1957 году.
Собрание Русского музея практически не пострадало - не погиб и даже не подвергся порче ни один экспонат. Это стало возможным только благодаря героическому труду музейных сотрудников по спасению, эвакуации и сохранению художественных ценностей. Коллекция музея продолжала пополняться и в годы войны. Принимал Русский музей на хранение и наиболее ценные произведения художников, оставшихся жить и работать в блокадном Ленинграде.
Часть раритетов, не вывезенных в тыл из дворцов-музеев Петродворца, Павловска, Пушкина, Гатчины, были замурованы в дворцовых подвалах или закопаны в парках. Другие музейные редкости вывезли в Ленинград, и они всю блокаду находились в специальных хранилищах, одним из которых стал Исаакиевский собор.
| |
|
|