Молодая Гвардия
 

ЗАЩИТИМ ЛЕНИНГРАД

ИСКУССТВО - ГЕРОИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК БЛОКАДЫ
Эвакуация культурных ценностей

В горький год отступления наших войск до предгорий Кавказа советские художники и поэты, маститые писатели, ставшие фронтовыми корреспондентами, сделали все, чтобы люди не утратили веру в Победу. Их произведения укрепляли волю армии к победе, мужество и терпение тех, кто обеспечивал фронт и страну всем необходимым.
Всем, что есть у тебя живого,
Чем страшна и прекрасна жизнь,
Кровью, пламенем, сталью, словом
Опрокинь врага, задержи!
Ольга Берггольц

Как и все другие творческие работники города, художники жили общей жизнью со всеми ленинградцами. Художники делали все, что нужно было для защиты родного города. Более ста человек - членов Ленинградского Союза художников сразу же ушли на фронт. Многие сражались в народном ополчении. Отстаивать свой город с оружием в руках стремились все.

Те, кто не был в армии, строили оборонительные сооружения, работали на лесозаготовках, проходили военное обучение в командах противовоздушной обороны. Некоторые художники считали, что искусство во время войны никому не нужно, что Союз художников надо временно просто закрыть. Но профессиональный труд живописцев, скульпторов, графиков стал сразу же остро необходим городу-фронту.

Живописцы взялись за графические работы - плакат, зарисовку, иллюстрацию в прессе - как наиболее оперативный вид изобразительного искусства, чтобы расширить диапазон эмоционального воздействия мобилизующих произведений на возможно большее число людей.

В то же время беглые зарисовки талантливых художников на фронтах, за линией фронта (в партизанских районах) и при выездах в тыл страны стали основой для создания живописных полотен, невероятных по своей изобразительной глубине и правдивости. Они стали художественной летописью Великой Отечественной.

Ленинград - цитадель культуры, сокровищница памятников архитектуры, литературы и искусства, конечно, не мог не оставить для поколений картин, запечатлевших трагедию блокады и свой вклад в Победу. В неимоверно трудных условиях жители города укрывали, спасали от бомбежек и артобстрелов городскую скульптуру. Были укрыты мешками с песком, обшиты щитами памятники Петру Великому, Екатерине II, Николаю I, другим выдающимся деятелям русской истории и культуры. Замаскированы шпили соборов, крыши музеев. И только памятники Суворову и Кутузову - полководцам, вдохновлявшим всю блокаду солдат на служение Родине, оставались открытыми.

За считанные дни были собраны, упакованы, подготовлены к эвакуации многомиллионные экспонаты Эрмитажа, Русского музея, дворцов Петергофа, Павловска, Детского Села. Директор Эрмитажа академик И. А. Орбели вспоминал: «...На помощь нам пришли сотни людей, не служащих в Эрмитаже и никогда в нем не служивших, но людей, которым дороги искусство и культура, которые любили Эрмитаж как величайший музей Советского Союза. Среди них были художники, живописцы, скульпторы, педаго-ги, работники научных учреждений, которые просили допустить их хотя бы к самой черной работе. И эти люди работали с рвением и со страстью. Нередко нормальное течение работы за эти дни прерывалось предостерегающим воем сирен, сигналом воз-душной тревоги, и, хотя существовал приказ об удалении людей по сигналу тревоги из верхних этажей, никто не соглашался уходить в убежища».

1 июля 1941 года из Ленинграда в Свердловск отправился первый эшелон особого назначения. В 22 вагонах находилось 500 тысяч музейных ценностей - вся экспозиция и сокровища Особой кладовой Эрмитажа. За двадцать последующих дней сотрудники музея сумели отправить в Свердловск более 70 тысяч экспонатов. В условиях военных действий эвакуация культурных ценностей проводилась в спешке, не хватало тары, упаковочных материалов, необходимых транспортных средств. Завершить эвакуацию оставшихся ценностей не удалось - вражеские войска перерезали последнюю железнодорожную магистраль между Ленинградом и страной.

Вывозили и богатейшие коллекции русского, западноевропейского и античного искусства Дворцово-паркового ансамбля Павловска - памятника русского классицизма конца XVIII - начала XIX века.


<< Назад Вперёд >>