Молодая Гвардия
 


"ХОЛОДНЫЕ" ПАРОВОЗЫ — НА ВОДЕ

С начала блокады в Ленинграде на его железнодорожном узле скопилось значительное количество бездействовавших паровозов. 12 июля 1942 года Военным советом Лен-фронта было принято решение об организации паромной переправы через Ладожское озеро для эвакуации паровозов на Большую землю.

Проект переправы разработал мостовой отдел управления военно-восстановительных работ № 2. Возглавлял его инженер Д. В. Реховский. Автор проекта береговой эстакады с подвижными металлическими аппарелями (мостовыми фермами) — инженер В. А. Чежин (в будущем — участник строительства моста Александра Невского через Неву).

Сооружение паромной переправы возложили на 9-ю отдельную железнодорожную бригаду под командованием полковника А. М, Новикова. В этой бригаде я служил в про-ектном отделе штаба в звании инженер-майора. Во время постройки эстакады осуществлял технический надзор.

Мостовой батальон сооружал железнодорожную эстакаду, с которой при помощи переброшенных с пирса на паром подвижных аппарелей паровозы без тендеров можно было перекатывать на баржу-паром.

Каждая баржа-паром могла поднять четыре «холодных» паровоза и два тендера. Во время обратных рейсов баржи использовались для переброски на Ленинградский фронт военных частей и техники.

Железнодорожная эстакада с аппарелями была построена в Морье. Такая же — в Кобоне, на восточном берегу Ладожского озера.

30 июля, в середине дня, на строительную площадку приехал Алексей Николаевич Косыгин. В этот момент старшим по званию на площадке среди технического персонала был автор этих строк.

Алексея Николаевича интересовал ход строительства, он спросил, когда начнет действовать эстакада. Его очень обрадовало, когда я сказал, что на завтра, 31 июля, назначены испытание эстакады, аппарелей и первая загрузка паромов паровозами.

С 1 августа переправа начала нормально функционировать. Паромами было переведено на запасные базы Ладожского озера 139 паровозов с тендерами и 3074 вагона с заводским оборудованием. С восточного на западный берег обратными рейсами баржи-парома доставили 2633 вагона с боевым оружием, техникой и продовольствием.

Эксплуатация переправы была возложена на нашу 9-ю отдельную железнодорожную бригаду. Начальником её назначили инженер-майора Ф. Ф. Далинина, начальником пирса в Морье — старшего лейтенанта В. В. Викентьева, пирса в Кобоне — капитана В. В. Якимова.

Каждый паром обслуживала команда из семи солдат с сержантом из состава бригады. В качестве буксиров использовались тральщики Ладожской военной флотилии. Противовоздушная оборона паромной переправы состояла из береговых зенитных батарей, защищавших подходы к пирсам., зенитной пушки на тральщике и двух зенитных пулеметов на каждой барже-пароме.

Воины-железнодорожники с честью выполнили возложенную на них почетную задачу по переправке «холодных» паровозов с тендерами на Большую землю.

П. СТЕПНОВ,
инженер-майор в отставке,
ветеран железнодорожных войск


С летом 1942 года связаны явления, которые впоследствии получили название — «оживление сил города и фронта». С весны начало заметно увеличиваться промышленное производство. 5 июля Военный совет фронта принял специальное постановление, в котором указывалось, что важнейшей и неотложной задачей является превращение Ленинграда в военный город. Для этого предлагалось оставить в его пределах необходимый минимум населения, занятого в промышленности и на сооружении оборонных объектов, в МПВО, обслуживающего топливно-энергетические предприятия, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность находящихся в городе трудящихся. Остальная часть населения должна была эвакуироваться в глубь страны,

Ленинградская промышленность освоила в 1942 году производство более пятидесяти новых видов вооружения и боеприпасов, выпустила около 1700 тысяч артиллерийских снарядов, свыше 22 тысяч авиабомб, 1260 тысяч ручных гранат, большое количество минометов, пулеметов и автоматов.

За время второй ладожской навигации в блокированный город было переправлено 780 тысяч тонн грузов, половину из них составляло продовольствие. Кроме того, на западный берег было переправлено 12 тысяч голов скота, 4400 лошадей. Фронт получил около 300 тысяч человек пополнения, более 122 тысяч тонн боеприпасов, вооружения и военно-технического имущества, в том числе 631 орудие и 202 танка.

В результате сентябрьских боев против Волховского и Ленинградского фронтов немецко-фашистские войска оказались неспособными осуществить новый план захвата Ленинграда. Только на Синявинском направлении противник потерял убитыми, пленными и ранеными около 60 тысяч солдат и офицеров, 200 танков, 200 орудий и 400 минометов, 260 самолетов.

«В сентябре 1942 г., — писал командующий Ленинградским фронтом Л. А. Говоров, — наши части, проведя местные операции на нескольких участках фронта, улучшили свои позиции и обескровили ударную группировку, созданную немцами. Эти бои показали, что вражеская оборона хотя и сильна, но отнюдь не является непреодолимой для окрепших, закалившихся частей Ленинградского фронта». Резко выросло воинское мастерство защитников Ленинграда. Активная оборона закалила командиров и бойцов, вооружила их опытом наступательных боев.


<< Назад Вперёд >>