Завод, которым партия и правительство доверили мне руководить в годы Великой Отечественной войны, можно назвать «внуком» первенцев отечественного авиамоторостроения — таких заводов как «Икар» и «Мотор», производивших небольшие двигатели внутреннего сгорания в предреволюционные годы. В первые годы Советской власти на базе этих двух заводов вырос завод имени М.В.Фрунзе. На нем в 1925 году я начал свою трудовую деятельность, в 1939 году вступил в партию, прошел путь от токаря до заместителя директора завода.
Накануне Великой Отечественной войны завод находился в числе ведущих предприятий Наркомата авиационной промышленности.
Уже в июле 1941 года, когда начались налеты вражеской авиации на Москву, был нанесен бомбовый удар по заводской железнодорожной ветке и сортировочной станции вблизи завода. Одна полутонная бомба упала прямо в центр заводской территории. К счастью ее взрыватель не сработал. Саперы извлекли ее, вывезли за пределы города и подорвали.
В середине октября Государственный Комитет Обороны принял решение об эвакуации завода на восток.
На заводе был создан штаб по эвакуации. Весь транспорт пред-приятия — 115 автомашин — был переведен на круглосуточную работу. На время демонтажа оборудования и его отгрузки все работники завода исполняли работу такелажников и грузчиков. Для ускорения работ в ряде цехов были разобраны стенки. Через эти проемы на катках и вручную станки и другое оборудование перемещались на погрузочные площадки. Вместе в оборудованием производилась отгрузка наличных производственных и вспомогательных материалов, сырья, полуфабрикатов и заделов незавершенного производства.
Одновременно проходила эвакуация рабочих, служащих, их семей. В товарных вагонах, оборудованных деревянными нарами, печками «буржуйками» , были отправлены на восток более 50 тысяч человек. Организовано и в кратчайший срок было отгружено более 80 эшелонов с заводским оборудованием и материалами. Директор завода М.С.Жезлов уехал на новую площадку завода. На меня, заместителя директора завода, была возложена задача — завершить эвакуацию оставшихся материальных ценностей и инвентаря. И вот остались лишь пустые корпуса.
Гигантская битва на всех участках фронта потребовала большого количества боевой техники, в том числе самолетов. Необходимо было срочно организовать ремонт авиадвигателей. И тогда на опустевшей площадке завода были созданы фронтовые ремонтные мастерские (ФРМ). Начальником их был назначен коммунист М.И.Иванов, секретарем партийной организации избрали С.М.Горшкова. После эвакуации завода из трех тысяч коммунистов у нас осталось 123. Квалифицированных рабочих станочников, сборщиков и мотористов было около шестисот человек. Мастерские располагали 20 станками. К концу октября работа в них началась.
Ремонтировать потребовалось не только авиадвигатели А.А.Микулина, но и конструктора В.Я.Климова, изготовлявшиеся на дру-гих заводах. Для этого потребовались новые чертежи, технология, технические условия. Все это было выполнено инженером-конструктором П.А.Подзоловым и технологами А.А.Прокопюк и П.А.Финогеновой. Коммунисты И.А.Титов и М.Ф.Тимофеев с группой рабочих мотористов восстановили испытательные стенды. Старший мастер С.В.Гусев в механической мастерской организовал ремонт основных деталей и узлов.
Количество авиадвигателей, требовавших восстановления, все возрастало. Стало не хватать запасных частей. Мастер А.Г.Ефремов проявил инициативу: бригады выезжали в поле и там стали снимать с вышедших из строя самолетов двигатели, узлы и детали. Делалось это в прифронтовой полосе, зачастую под огнем вражеской артиллерии, подвергаясь обстрелу вражескими истребителями, зимой на трескучем морозе.
Когда мастерским был поручен также и ремонт танковых моторов «В-2» , потребовалось увеличение числа работающих. В мастерские стали возвращаться оставшиеся в городе рабочие, экономисты, бухгалтеры, конторщицы, техники, пенсионеры. Никто из них не отказывался ни от какой работы, все делали то, что требовалось для фронта.
После решения Московского Комитета партии об организации массового производства минометов нашим мастерским было передано оборудование некоторых ремесленных училищ и предприятий местной промышленности. Начальником минометного цеха был назначен А.В.Михайлов, секретарем партийной организации избран З.М.Разуваев. Но центральное отопление не работало, рабочие отогревались у костров, горевших постоянно в цехе на металлических листах. Дым стлался по цеху. Топились они по-черному. Выводить трубы через крышу цеха не разрешали, чтобы не демаскировать завод в ночное время. Все окна были без стекол. Руки распухали от мороза.
Задача была в том, чтобы быстрее освоить производство минометов. Образцы минометов были изготовлены в короткие сроки, испытания проведены и дали удовлетворительные результаты. Цех быстро развернул их серийное производство. В январе 1942 года мы уже ежесуточно стали изготовливать по шестьдесят 80-миллиметровых батальонных минометов.
Кроме того, в труднейших условиях суровой зимы было отремонтировано более двух тысяч авиадвигателей, триста танковых моторов, изготовлено около четырех тысяч минометов. За образцовое выполнение задания по производству минометов были награждены: орденом «Знак почета» П.В.Блинов, медалями старший мастер Н.М.Шахурин, слесарь Валицев и комсомолка Марина Желантова.
В начале 1942 года было принято очень важное решение о создании на бывших площадях нашего эвакуированного завода имени М.В.Фрунзе нового моторного завода. Его задача — изготавливать моторы для создаваемого в Москве самолетного завода.
Директором завода назначили меня, главным инженером — Михаила Леонтьевича Кононенко. Решение обязывало нас организовать серийное производство авиадвигателей АМ-38 для штурмовиков ИЛ-2. И вновь перед нашим коллективом встали сверхтрудные задачи. Пустые корпуса были занесены снегом, к ним не было даже пешеходных дорожек. Основной корпус механических цехов и сборки, имевший деревянное перекрытие, находился в ветхом состоянии и требовал полной реконструкции.
Был разработан генеральный план восстановления завода, который предусматривал первоочередное восстановление вспомогательных и горячих цехов так называемой нулевой очереди и одновременного развертывания фронта работ в цехах основного производства.
Восстановление цехов, приведение в рабочее состояние, а также монтаж имеющегося и прибывающего оборудования необходимо было закончить не позднее чем за полтора месяца.
Работы на территории завода развернулись широким фронтом. Началось восстановление котельной, насосной, компрессорной, кабельных сетей и трансформаторных подстанций. Была восстановлена полуторатонная вагранка для обеспечения завода чугунным литьем. Заводу предстояло получить и установить несколько тысяч единиц оборудования.
ГКО обязал ряд Наркоматов обеспечить наш завод универсальным и специальным оборудованием, изготовить специальные станки и выделить автомашины. В феврале 1942 года нашему заводу были переданы два небольших завода с оборудованием и личным составом. Большую помощь нам оказывал Московский городской комитет партии (секретарь Г.М.Попов) и Сталинский районный комитет партии (секретарь А.Н.Исаченко). На отдельных заводах для нас велось изготовление оснастки. Так было разрешено изыскивать, оставшееся и не отправленное на восток, оборудование на площадках других эвакуированных заводов.
Приказом по заводу были установлены сроки восстановления всех цехов — 25 февраля 1942 года. Минометный цех был ликвидирован, а коллектив включен в состав инструментального цеха.
В установленный срок — 7 апреля 1942 года состоялся пуск цеха. Был проведен митинг.
Одновременно велись работы по восстановлению других цехов: литейного, термического, кузницы и цехов основного производства: механических, револьверно-автоматного, медницко-сварочного, гальванических покрытий, цеха чугунного литья, сборки, испытательной станции и бензохранилища.
По указанию соответствующих наркомов большую помощь нам оказали московские заводы ЗИЛ и «Красный пролетарий».
Обеспечение срока пуска завода контролировалось секретариатом ЦК ВКП(б). Начальник отдела моторостроения Г.Н.Григорян повседневно оказывал заводу необходимую помощь.
Нами в основу организации цехов был положен новый — агре-гатный принцип производства с широким внедрением поточных линий.
Наконец подошел момент изготовления и освоения в серийном производстве основных узлов и деталей самого двигателя. Для этого требовалось своевременно изготовить оснастку и иметь квалифи-цированные кадры.
Все, что уцелело от старой оснастки, было восстановлено. Недо-стающую стали изготавливать все цеха основного производства.
Коллектив завода, ремонтных мастерских вместе с переданным нам подмосковным Тушинским заводом обеспечили новое производство квалифицированными кадрами. Кроме того комитету комсомола поручили розыскать оставшихся в городе старых кадровых рабочих и пригласить их на завод. Комсомольцам удалось вернуть 600 человек.
Молодежь и пришедших на завод женщин стали обучать рабочим специальностям. Этому помогла сама организация производства по поточному методу «станок — операция», которая позволила новичкам освоить простые операции, из которых складывался сложный технологический процесс производства авиадвигателя.
Основной формой обучения было индивидуальное и бригадное ученичество у станков и прикрепление новичков к квалифицированным рабочим. Для этого заключались договора, которыми устанавливались сроки обучения и сумма оплаты за обучение.
Были организованы для мастеров курсы повышения квалификации ИТР.
Наступили сроки сдачи первых двигателей. Напряжение в работе достигло предела. Первые два двигателя АМ-38 были собраны и испытаны во второй половине июня. Их длительные испытания на ресурс дали положительные результаты. А к концу месяца были сданы все пять двигателей. Итак, создание нового моторного завода было закончено, и он вступал в строй. В июле завод приступил к организации серийного производства, что позволило обеспечить резкий рост выпуска двигателей в 3-ем квартале.
Боевое задание ГКО было выполнено в срок. Широко развернулось соцсоревнование — появились фронтовые бригады. Одной из первых среди них была бригада Виктора Алексеева в цехе П.С.Цидилина. Заводской комитет комсомола (секретарь А.С.Филатова) организовал движение за присвоение бригадам звания комсомольско-молодежных фронтовых бригад.
С положением на фронтах и с текущим моментом коллектив наш регулярно знакомили руководящие партийные работники Главного политуправления Красной Армии. 20 августа 1942 г., например, после выступления Емельяна Ярославского разметчица Митрофанова сказала: «У каждой из нас на фронте муж, сын или брат. Мы в своих письмах скажем им, что заняли их места и неплохо справляемся с их обязанностями. Дадим фронту все, что от нас требуется. Пусть же они лучше воюют. Ни шагу назад!»
Были составлены коллективные письма на фронт. С фронтом у коллектива была постоянная связь. Рабочие направляли в действующую армию письма и подарки, и сами выезжали на фронт для встречи с воинами, шефствовали над госпиталями, становились донорами.
Планы июля и августа были выполнены. За сентябрь нам было присуждено третье место по итогам Всесоюзного социалистического соревнования. Забота о качестве продукции велась во всех звеньях завода. Октябрьская программа была перевыполнена, и третье место, ранее завоеванное в сентябре, было удержано.
Теперь первоочередной задачей стало строительство корпуса сборочного цеха. Московский городской комитет и районный комитет комсомола направили на строительство 500 комсомольцев.
Не все шло у нас гладко. В ноябре, например, мы не сумели вы-полнить плановое задание. Трудностей, тормозящих выполнение программы, было много — и задержки с обеспечением завода материалами, комплектующими изделиями. Мешал холод в цехах (топливо приходилось заготавливать своими силами), плохо было с питанием рабочих.
Наркомат авиационной промышленности и лично нарком Алексей Иванович Шахурин постоянно уделяли заводу внимание. В конце декабря в работе завода наметился перелом к лучшему.
План производства двигателей на 1943 год в 1,6 раза превосходил план 1942 года. Завод переходил на выпуск более мощного и более сложного двигателя без снижения плана производства. В начале 1943 года партактив рассмотрел планы оргмероприятий.
К началу лета 1943 года на заводе трудились 252 фронтовых бригады. Широкой была известность фронтовых бригад Богачева, Царькова, Климова, Куркова, Канурской, Леонтьевой, Хаева. Особенно хорошо работала бригада Виктора Алексеева. Сам Алексеев — комсомолец, кандидат в члены партии, работая уже сменным мастером, добился того, что его смена стала первой комсомольской фронтовой сменой. Четыре раза она получала переходящее знамя Московского комитета ВЛКСМ и два раза переходящее знамя ЦК ВЛКСМ и Наркомата. Хорошо работала и фронтовая смена комсомольца И.Н.Лещинского.
Вообще, значительна была роль заводской комсомольской орга-низации. Тысячи рабочих принимали участие в соревновании. Лучшим из стахановцев — молодым рабочим выдавались почетные грамоты, их имена заносили в «Книгу Почета» комсомола. Энергично работали комсорги ЦК ВЛКСМ В.П.Гаврилов, М.Ф.Зданов-ский, В.Н.Харазов, В.Н.Шахурин.
Как-то, усталый, я проходил по цеху и заметил паренька, ростом чуть выше его револьверного станка. У мальчика умное лицо, хороший порядок на тумбочке у станка. Я спросил:
— Как зовут? Сколько лет?
— Зовут Иваном. Фамилия Илюхин. Отроду шестнадцать. Комсомолец.
— Как выполняешь норму?
— Уже на 130 процентов. А через месяц догоню свою бригаду и буду выполнять на все 180!
После этого короткого разговора я уходил с бодрым настроением и чувством гордости за нашу молодежь.
В начале февраля 1943 года в ЦК ВКП(б) был рассмотрен график освоения нового форсажного двигателя. Представленные нами сроки подготовки производства были сокращены в два раза по сравнению с нормами мирного времени. Должен признать, поначалу мы считали, что это задание превосходит наши возможности. Но то были минуты слабости. Все силы коллектива и партийной организации завода были мобилизованы. Руководство завода и ведущих отделов было переведено на казарменное положение. Все возникающие организационно-технические вопросы решались в любое время суток. Подготовка производства проходила по жесткому ступенчатому графику. Это позволило досрочно собрать новый двигатель — довести его, организовать серийный выпуск в установленные сроки.
Для улучшения питания рабочих заводу были выделены специ-альные талоны дополнительного питания. Однако их было мало, и обеспечить ими всех рабочих ведущих профессий мы не могли, поэтому выдавали их рабочим, занятым на тяжелых физических работах.
Однажды ночью меня вызвали по телефону для разговора с И.В.Сталиным, который настаивал на увеличении выпуска моторов. На мой ответ, что этого нельзя сделать при имеющемся питании, он санкционировал мне более решительные действия в отношении ОРСа. Тогда-то я решил забить несколько свиней, имевшихся на откормочной базе комбината питания. Кадровые специалисты, изготовляющие коленчатые валы, стали получать усиленное питание.
Суточная сдача двигателей стала возрастать, а в последующем еще более увеличилась. В последующее время заводу было увеличено количество спецталонов на дополнительное питание. И это при том, что мы — руководство завода, партийная и профсоюзная организации — делали все возможное, чтобы лучше кормить рабочих, обеспечить им сносные бытовые условия. Завод имел три совхоза, был восстановлен и комбинат питания, все службы быта начали работать, в том числе детские сады, ясли и пионерлагерь. В 1944 году были открыты пошивочные и сапожная мастерские, изготовлявшие валенки и телогрейки. Эту работу возглавил заместитель директора завода А.Ф.Брызгалов.
Завод выполнил мартовский план на 112 процентов и ритмично работал по графику, сохранив второе место во Всесоюзном соревновании и переходящее знамя района.
Предмайские обязательства завод выполнил к 28 апреля. В особый фонд Главного командования завод сдал в апреле 20 процентов продукции, изготовленной сверх плана. За работу в апреле месяце заводу было присуждено первое место во Всесоюзном соревновании и Красное знамя ГКО.
В центре заводской территории на широкой заводской площади собрались десятки тысяч людей. Приехали гости — представители ВЦСПС, наркомата, руководители завода, стахановцы. Под звуки оркестра по живому коридору летчики — гвардии старшие лейтенанты Милах и Остапенко пронесли к трибуне знамя ГКО и вручили его коллективу. Милах сказал, что военные летчики ждут от завода новых еще более мощных и надежных двигателей, а за ними — летчиками дело не станет. Приняв из их рук знамя, я от имени коллектива заверил, что рабочие трудом докажут, что они достойны высокой оценки Родины.
Завод ритмично наращивал выпуск двигателей, одновременно реконструировался и строился.
Наблюдалась тяга в партию: лучшие производственники — рабочие-стахановцы, мастера, инженерно-технические работники подавали заявления о приеме в партию. Ко дню заводской партийной конференции, состоявшейся в сентябре 1943 года, состав заводской партийной организации увеличился в три раза. Коммунисты оказывали влияние на молодежь, которая составляла половину заводского коллектива.
В феврале 1944 года мы получили новое задание. Для бомбар-дировщика «ЕР-2» конструктора В.Г.Ермолаева потребовался двигатель большой мощности и экономичности. Состоялось решение ГКО, которым наш завод обязали организовать производство нового двигателя конструкции А.Д.Чоромского. При этом снижения объема текущего производства не допускалось. В первой декаде июля 1944 года досрочно был собран такой первый дизельный авиадвигатель. Это было нашим серьезным вкладом в освоение отечественного производства дизельных авиадвигателей. Но так сложилось, что самолет «ЕР-2» не пошел в массовое производство и до конца войны главной задачей завода было — ковать сердца грозных «ИЛов» .
Мы совершенствовали свою работу, и нам удалось не только на-ладить ритмичный выпуск нового двигателя для штурмовика, но и увеличить в полтора раза ресурс его работы. Выработка на одного рабочего к концу 1943 года выросла.
Со знаменем ГКО коллектив завода вступил в новый 1944 год — ему было чем гордиться: проектная мощность завода была достигнута, за три года завод освоил серийное производство трех видов двигателей, за два с половиной года выпуск товарной продукции вырос в 2,5 раза, производительность труда поднялась на 64 процента, себестоимость была снижена на 40 процентов, срок службы двигателей был повышен в два раза, производительный цикл его изготовления сокращен вдвое.
Потому и заслуженной для коллектива завода оказалась высшая награда Родины: в июне 1944 года заводу был вручен орден Ленина, орденами и медалями были награждены 138 работников завода. На митинге, посвященном вручению наград, я всматривался в сияющие лица тысяч дорогих мне товарищей по общему делу, друзей и соратников. Это были замечательные люди, закаленные в тяжком труде командиры производства, мастера, бригадиры, рабочие, победители соревнования, на которых всегда можно было положиться, которым по плечу были любые самые трудные задания. Многие мастера стали начальниками цехов. Это Н.С.Цидилин, А.Я.Исакович, Л.В.Федоров, И.Н.Лещинский, Д.Н.Каширский, М.В.Ромадин и другие.
За годы войны коллектив завода воспитал людей, ставших впос-ледствии крупными партийными и государственными руководителями. Так, парторг ЦК ВКП(б) на заводе З.А.Гурина прошла путь до члена Исполкома и Секретаря Международной Демократической Федерации женщин; И.И.Пудков — от инженера-конструктора до министра; начальник цеха Ф.П.Герасимов — до заместителя министра авиационной промышленности; П.С.Цидилин в последующем избирался секретарем райкома партии и председателем райисполкома; В.П.Гаврилов стал ответственным работником аппарата ЦК КПСС; К.С.Бучин прошел путь до начальника главка — члена коллегии Министерства авиационной промышленности.
В конце 1944 года переходящее Красное знамя ГКО было при-суждено заводу в девятнадцатый раз. С этим знаменем завод встретил 27-ую годовщину Великого Октября.
Сообщение о безоговорочной капитуляции фашистской Германии мы на заводе получили в ночь с 8 на 9 мая. Новость эту репродукторы разнесли по цехам и территории завода. В три часа ночи состоялся заводской митинг. Люди шли на заводской двор с песнями, обнимали и поздравляли друг друга.
Хотя все знали, что день 9 мая объявлен не рабочим, к началу дневной смены у проходной собрались тысячи людей, на заводе состоялся митинг. Улицы столицы заполнили ликующие москвичи. Эти дни торжества нашего правого дела — никогда не изгладятся из моей памяти.
Мне довелось присутствовать на торжественном параде овеянных славой победителей на Красной площади, а также на торжественном приеме в Кремле в честь участников этого Парада Победы. Незабываемые минуты! Я и сейчас как будто слышу стук поверженных на брусчатку Красной площади вражеских знамен.
Создание нашего завода и работа его коллектива вовсе не было исключительным явлением. Подобный путь в годы войны прошли — каждый по-своему — многие предприятия, возникшие, как птица Феникс из пепла, на площадках эвакуированных из Москвы на восток заводов. В труднейшие времена нашей Родины это был потенциал оборонных отраслей промышленности нашей страны.
На такой героический труд оказались способными только люди, вставшие на защиту СВОЕЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РОДИНЫ!