Молодая Гвардия
 

К. Зелинский
А.А. ФАДЕЕВ.
(Критико-биографический очерк)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Александр Фадеев
Эта книжка была уже набрана и сверстана, когда 13 мая 1956 года трагически оборвалась жизнь Александра Фадеева. Писатель ушел из жизни, не осуществив многого из своих обширных и разнообразных творческих замыслов. Настоящая книга, естественно, не является подведением исчерпывающих итогов сделанному А. Фадеевым. Автор ставил перед собой задачу — охарактеризовать основные этапы творчества писателя.

Жизнь Фадеева вся освещена заревом боев за новое, социалистическое общество на земле. Она с ранних его, юношеских лет до последних помыслов была отдана борьбе во имя счастья простого трудового народа. Она вся насыщена влекущей романтикой нашей неповторимой эпохи и в то же время ее порой доходившими до трагизма противоречиями. А. Фадеев — это молодость нашей литературы, с ее страстным устремлением к новому, прекрасному человеку, с ее ненавистью к неправде, с ее творческими поисками, порой неудачными, и в то же время ее победами и ощущением крыльев, выросших после Октября, крыльев для полета в прекрасное.

А. Фадеев — один из выдающихся представителей литературы социалистического реализма.

А. Фадеев был не только автором широко известных романов, но и критиком-литературоведом, выступавшим на протяжении всей своей литературной деятельности с литературно-критическими статьями по вопросам нашей советской многонациональной литературы и по вопросам литературного наследия как русской, так и других национальных литератур. А. Фадеев также автор ряда работ по теории социалистического реализма.

Литературно-критические выступления А. Фадеева были теснейшим образом связаны с его деятельностью как одного из руководителей наших литературных организаций, отвечали потребности советского писателя вмешиваться в ход развития литературы и в качестве партийного публициста вести борьбу с проявлениями чуждых нам идеологических взглядов и буржуазных влияний. Литературно-критическая деятельность Фадеева составляет определенную страницу в истории советской литературы.

Фадеев-критик дополняет облик Фадеева-художника.

Однако в своих литературно-критических оценках и в высказываниях теоретического характера писатель допускал ошибки (особенно в период его пребывания в руководстве Российской ассоциацией пролетарских писателей (РАПП) в 1926—1932 годы). Некоторые из таких оценок и высказываний непосредственно связаны с литературно-политической борьбой, имевшей свою специфику и свои задачи на разных этапах нашего литературного развития. Поэтому объяснение, почему те или иные оценки и взгляды А. Фадеева устарели, сменились новыми, потребует подробного освещения и тех конкретных условий литературной борьбы или литературной обстановки, в которых возникали те или иные выступления Фадеева. Иначе сказать, тема «Фадеев-критик» может составить предмет специальной работы.

В настоящей работе автор ограничивается разбором только художественных произведений писателя. Популярные брошюры о современных советских писателях, написанные простым языком, посвященные данному предмету, могут быть полезны широкому кругу читателей, особенно учителям, библиотекарям и преподавателям литературы в вузах. Именно в таком плане и написана настоящая книга.

Фадеев за тридцать лет своей литературной деятельности написал немного: два романа — «Разгром» и «Молодая гвардия»; третий роман, «Последний из удэге», остался неоконченным, вышли две книги из трех. К этим романам надо присоединить две ранние повести, затем несколько рассказов и очерков, в том числе книгу очерков об осажденном Ленинграде. Нужно упомянуть еще об опубликованных отрывках нового, оставшегося не законченным романа «Черная металлургия».

Как показывают факты из истории советской литературы, художественные произведения Фадеева оказывались такими произведениями, которые воспринимались нашей общественностью как принципиальные или поучительные выступления с точки зрения развития самого метода социалистического реализма, наконец, встречали горячий прием и у читателей. Популярность А. Фадеева как писателя, бесспорно, увеличивала его общественная и государственная деятельность в качестве руководителя Союза советских писателей, депутата Верховного Совета СССР трех созывов, члена Центрального Комитета КПСС. Широкий отклик получило участие А. Фадеева во всемирном движении борьбы за мир, его выступления на международных конгрессах в защиту мира в Вроцлаве, Варшаве, Париже, Вене, Нью-Йорке, Берлине, Хельсинки.

Творчество Фадеева вызывало большой интерес критики и в СССР и за рубежом. Библиография статей, рецензий и откликов, посвященных Фадееву (не только на русском, но и на многих языках народов СССР и иностранных языках), превышает 2000. Произведения Фадеева переведены на пятьдесят четыре языка народов СССР, па двадцать иностранных языков. Творчеству А. Фадеева в целом и отдельным его произведениям посвящено более двадцати научно-исследовательских диссертационных работ.

При всем том, что литература о Фадееве громадна, в печати пока не появилось научных исследований о художественных и литературно-критических произведениях А. Фадеева (за исключением обстоятельной научно-исследовательской книги ленинградского литературоведа А. Бушмина, посвященной лишь одному произведению — роману «Разгром»).

Могут быть различные точки зрения на тип книги, обобщающий опыт работы отдельных советских писателей.

Опыт показал, что выход исследований о современных писателях, в том числе и со включением более обширного биографического материала, нежели требуется для хрестоматийной справки, был хорошо встречен читателем. Жизненный путь ряда советских писателей представляет самостоятельный интерес, поскольку наша советская литература создавалась людьми, вышедшими из самой гущи народа, участниками борьбы трудящихся за советскую власть, за социализм на всех фронтах — военном, хозяйственном и иных. Вот почему читатель с сочувственным интересом встретил подробное освещение биографии в книгах о М. Шолохове, А. Толстом, В. Маяковском, А. Корнейчуке, Н. Тихонове, Н. Островском и многих других писателях. К этим писателям можно отнести и А. Фадеева, который с шестнадцатилетнего возраста на всех фронтах принимал самое близкое и непосредственное участие в боях народа за построение нового, коммунистического общества. Однако рамки данной критико-биографической серии не позволяют более подробно остановиться на этой стороне вопроса, так же как и на литературно-критической деятельности Фадеева. В данной брошюре, освещая биографию А. Фадеева, автор ограничивается лишь самым необходимым минимумом.

Каждый писатель прежде всего познается по той главной идее,— или «пафосу», как говорил Белинский,— которая составляет формирующее начало его таланта, определяя его направление и развитие. Та вершинная точка, к которой сходятся все отдельные линии фалеевского творчества,— это коммунистическая партийность писателя. Множество важных вопросов, поднятых Фадеевым в его произведениях и отражающих революционную ломку старого уклада и борьбу за нового, прекрасного человека, вопросы нравственные, социальные, размышления о народе как движущей силе истории — все это в произведениях А. Фадеева предстает увиденным сквозь призму коммунистической идейности и партийности.

Да и воспитан как писатель А. Фадеев в целом партией. Своим успехом, своим идейно-художественным ростом А. Фадеев во многом обязан Коммунистической партии, ее Центральному Комитету, внимание которого сопутствовало А. Фадееву на всех этапах его литературно-общественной деятельности.

Органически и глубоко заложенное в А. Фадееве чувство партийности своего искусства выразилось в том, что в итоге своей большой творческой жизни писатель понял, что основная его задача — создать такое произведение, которое было бы гимном партии и явилось бы главной песней его как художника. Именно об этом говорил А. Фадеев на творческом вечере в Союзе писателей в декабре 1951 года, в связи со своим пятидесятилетием со дня рождения. Указывая на то, что каждый литератор считает ранее им написанную вещь как бы запевкой к тому главному, которое он как художник еще должен сказать, Фадеев продолжил:

«Я еще надеюсь спеть свою большую, настоящую песню... Я хочу спеть песню о нашей партии, как вдохновляющей и руководящей силе нашего общества. Может быть, моя претензия покажется нескромной, но почему же не считается нескромной любая заявка рабочего в социалистическом обществе?.. Вся моя сознательная жизнь прошла в рядах партии. Я действительно только первые шестнадцать лет был беспартийным. Все лучшее, что я сделал, на это вдохновила меня наша партия... Я думаю, что за всю историю человечества не существовало более величественного коллектива, т. е. партии, которая вобрала в себя лучшие силы народа и с их помощью ведет все народы, народы всех национальностей, к справедливой жизни, к коммунизму. Это величайшее торжество коллективного разума над стихией жизненного развития, и я горжусь тем, что принадлежу к этой великой партии».

Эта заявка писателя на будущее, которую ему не удалось осуществить вследствие болезни и преждевременной смерти, в то же время подводит итог пройденному им пути. Именно в свете тех задач, которые партия выдвигала перед советской литературой и перед всей нашей культурой, могут быть поняты и объяснены художнические поиски А. Фадеева. Под этим углом зрения и рассматривается творчество Фадеева в настоящем небольшом очерке.

Автор

<< Назад Вперёд >>