Когда перечитываешь литературное наследие русской писательницы Ларисы Евгеньевны Черкашиной, отчетливо видишь, что весь свой светлый талант она отдала воспеванию людей нашего социалистического Донбасса. В рассказах, повестях, в созданных ею образах тружеников земли донецкой читатель видит типичные черты своих современников, побратимов, тех, кто рядом с ним борется за счастье человечества, тех, кто возводит величественное здание прекрасного будущего — коммунизм.
Свои очерки — а этот жанр занимает заметное место в творчестве писательницы — она посвящала животрепещущим вопросам сегодняшнего дня, стремилась раскрыть в них красоту духовного мира, величие души, благородные черты характера передовых людей нашей эпохи—Героев Социалистического Труда М. Калганова, С. Серегина, Л. Копейко, А. Кольчика и других. Гневно, с болью она писана о пережитках старого, мешающих двигаться вперед.
Лариса Евгеньевна искренне любила край угля и металла, его героических людей и была их верным, вдохновенным певцом. Через все творчество Черкашиной красной нитью проходит мысль: пером писателя бороться за великое дело партии Ленина, беззаветно служить делу рабочего класса, помогать партии в коммунистическом воспитании трудящихся масс, в частности молодежи. В 1951 году в своей автобиографии она писала: «Почему стала писателем? Много лет работала в газете, писала все — заметки, статьи, передовицы, очерки, рассказы, театральные рецензии. В юности писала стихи. Но только во время войны почувствовала огромное желание рассказать людям о виденном и пережитом в повести, романе. В настоящее время у меня есть два любимых дела: лекции по литературе, когда я могу разговаривать с людьми, и творческий труд писателя—мне кажется, что мой жизненный опыт заслуживает внимания и может чему-то научить молодежь».
Лариса Евгеньевна Черкашина родилась 30 июня 1905 года в городе Любомль Волынской области в семье учителя. Во время первой империалистической войны десятилетняя девочка вместе с матерью в эшелоне беженцев переезжает в Харьков. Мать стала работать кухаркой, нужно было кормить шестерых детей. Лариса Евгеньевна с 1915 по 1919 год учится во второй Харьковской женской гимназии, а в 1919 году сдала экстерном экзамен за шесть классов и с 1920 года начала работать воспитательницей в детском доме № 15 г. Харькова. Мечта стать актрисой властно ззала в Москву. Но мечта не осуществилась. Помешала болезнь. И снова работа воспитательницей в детских домах Москвы. А с 1927 года—в газетах, журналах Хабаровска, Ростова-на-Дону.
В дни Великой Отечественной войны Черкашина работает ответственным секретарем пионерской газеты и журнала «Костер» в Ростове-на-Дону, а с декабря 1941 года по сентябрь 1943 года — в газете «Советская Хакассия». В сентябре 1943 года Лариса Евгеньевна переезжает в г. Донецк и по сентябрь 1945 года работает ответственным секретарем областной газеты «Социалистический Донбасс», позже становится лектором Донецкого обкома КП Украины, а по окончании в 1949 году филологического факультета Ленинградского государственного университета работает заведующей кафедрой русского языка и литературы в областной партийной школе при До-нецком обкоме КП Украины. Черкашина — член Коммунистической партии с 1944 года.
Ее плодотворная деятельность на идеологическом фронте высоко оценена Советским правительством. Она была награждена орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—45 гг.». Почти двадцать лет Лариса Евгеньевна сотрудничала в печати, что дало ей возможность глубоко изучать жизнь, быть всегда среди людей, в их гуще, то есть держать руку на пульсе эпохи, чувствовать дыхание бурных событий.
В 1933 году в Москве в Профиздате выходит отдельной книгой очерково-документальная повесть «Шахтерки». В 1939 году в Ростове и Краснодаре выходит авторизованный перевод романа «Твой сын» грузинского писателя Вано Дарасели. Но, как потом скажет сама писательница, «после войны... литературный творческий труд стал моим основным призванием». И это действительно так. Начиная с 1947 года выходят одна за другой книги писательницы: очерк «Паша Ангелина» (1947 г.), повесть «В нашем городе» (1947 г.), которая затем была переиздана в 1950; 1951, 1965 годах, очерк «Город шахтеров» (1960 г.), книга повестей «Дума о человеке» (1961 г.).
Кроме того, много рассказов, очерков опубликовано в периодической печати (журналы «Прапор», «Дон», «Донбасс», газеты «Правда Украины), «Социалистический Донбасс», «Радянська Донеччина» и др.).
До последних дней своей жизни писательница работала над романом «Дочь горняка», отрывки из которого печатались в альманахе «Литературный Донбасс» (№ 18, 1953 г.), в сборнике «Писатели Донбасса» (1957 г.).
Большую общественную работу проводит в Донбассе Лариса Евгеньевна. Она активно сотрудничает в обществе «Знание», выступает с лекциями о литературе социалистического реализма. Ей оказывают высокое доверие, избирая членом Донецкого обкома КП Украины, депутатом Донецкого городского Совета, секретарем партийной организации Донецкого отделения Союза писателей Украины. Много сил отдала писательница и работе с молодыми литераторами, работая членом редколлегии журнала «Донбасс».
Лариса Евгеньевна любила путешествовать, всегда была охвачена жаждой познания. Она побывала на Кольском полуострове и на Дону, на Северном Кавказе и в Сибири, в Крыму и Донбассе, несколько раз на Волыни. Кроме того, она посетила Германскую Демократическую Республику, на теплоходе совершила поездку вокруг Европы. И все это находило отражение в ее творчестве.
Писатель Алексей Ионов в «Слове о товарище» («Донбасс», 1963, № 1).так характеризует писательницу: «Я знал Ларису Черкашину на протяжении четверти века... Лариса Евгеньевна отличалась поразительным трудолюбием. Она никогда не отказывалась от работы, ей только нужно было знать, что та или иная работа нужна людям, служит их интересам. Труд приносил ей и минуты радости, личная же жизнь ее сложилась далеко не счастливо, но мне не приходилось видеть, чтобы она предавалась безысходному унынию или слышать ее жалобы на одиночество. Долгими годами раздумий и труда она воспитала в себе незаурядную волю, и это помогало ей преодолевать, перебарывать всевозможные лишения и невзгоды».
Лариса Евгеньевна была большим жизнелюбом, бойцом, и это пронизывало каждую строку ее произведений. Она стремилась воспеть творца и строителя нового мира, ярко показать нашу суровую и прекрасную жизнь.
Я вспоминаю 1947 год. Вышла из печати повесть «В нашем городе». Во второй средней школе города Донецка старшеклассники собрались обсудить ее. На этой встрече присутствовали Александра Яковлевна Матекина, жена Саввы Григорьевича Матекина, и молоденькая Александра Васильевна Скоблова. На груди у них медали за участие в партизанской борьбе.
Горят глаза школьников. Они восторженно слушают рассказы Александры Яковлевны и Саши Скобловой, которые дополняют написанное в повести. Волнуясь, выступает Лариса Евгеньевна. И вместе с тем чувство заслуженной гордости наполняет ее. Ведь книга нашла своего читателя, воспитывает его. Об этом говорят лица школьников, их выступления.
«Тема книги «В нашем городе» рождена жизнью: я написала по документальным материалам о героической борьбе с оккупантами учителей и учащихся школы № 68 г. Донецка в Донбассе», — так впоследствии напишет писательница.
Это произведение шло в одном ряду с произведениями советской литературы, созданными на безусловно документальной основе. К ним принадлежат: «Молодая гвардия» А. Фадеева (1946 г.), «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого (1946 г.), «Земля гуде > О. Гончара (1947 г.). «Чайка» Н. Бирюкова (1950 г.).
«В нашем городе» — это рассказ о славной, беззаветной борьбе непокоренных донбассовцев против гитлеровских захватчиков, о героях, вставших грудью на борьбу с фашизмом, в сердцах которых неугасимо пылала любовь к родной земле, безграничная преданность делу Коммунистической партии. Это образы новых людей, для которых дело народа стало кровным, личным делом. И вместе с тем, как говорит одна из героинь произведения: «Я тоже самая обыкновенная. Мы все обыкновенные».
Это единственное пока произведение художественной литературы, в котором отображены подвиги непокоренных людей нашего Донецка. В нем показана руководящая роль партии в развертывании подпольной борьбы, свяь этих групп с партизанским штабом ЦК КП Украины. Художественно сильно написаны картины мрачной жизни советских людей под игом фашистов, описаны их самоотверженная борьба и диверсии на железной дороге, взрывы на заводах и шахтах, саботаж всяких гитлеровских мероприятий. Словом, написана широкая картина народной борьбы. В повести впервые в нашей ли-тературе был по-новому показан солдат фашистской армии — Ганс Редлер, начинающий понимать всю безнадежность авантюры фюрера, понимать античеловеческую сущность нацизма.
Писатель Н. Строковский, выступая 5 июня 1951 года в газете «Правда Украины» в статье «Повесть о мужестве» писал: «Атмосфера священной ненависти советских людей к врагу, атмосфера грозного народного возмущения, гнева народного, который ежечасно обрушивается на головы оккупантов, воссоздана автором убедительно и правдиво.
В повести немало запоминающихся образов и сцен. Читатель отчетливо представляет себе и внутренний облик Андрея Ефимовича. Это рассудительный, мудрый человек, кадровый забойщик, организатор подполья на Буденовке, действующий по прямому заданию подпольного обкома партии. Правдив и жизненен образ молодого парня Степана Скоблова, мечтавшего стать учителем и с первых дней войны взявшего в руки оружие. Мы видим порывистого, горячего Савву Матекина, объединившего учителей и старшеклассников для борьбы против оккупантов. Видим прекрасных в своей душевной чистоте девушек Лиду Каравацкую, Тоню Романчук, Варю Татарчук, чудесных ребят Васю Романчука, Клашу Каравацкую, Иру Селютину, отдавших Родине свою отроческую любовь.
Автор стремится показать людей изнутри, вскрыть движущие силы, которые приводят человека к совершению определенных поступков. Повесть показывает источник мужества советских людей. Любовь к Отчизне, СЕоему народу, верность партии...—дают советским людям силу, которую врагу не сломить ни каленым железом, ни подкупом. В этом воспитательное значение книги, ее литературно-художественная ценность...
Вся книга пронизана Пафосом героической борьбы во имя родной земли».
Мне кажется, что читатель, познакомившись в этом издании с повестью «В нашем городе», согласится с высказываниями писателя Н. Строковского. Оценка эта вполне справедлива и заслужена.
Лариса Черкашика работала над повестью с 1945 по 1951 год. Коренным образом переделала и дополнила второе издание. Готовя повесть к третьему изданию, она снова вносила поправки. В частности, тщательно шлифовала «Рассказы матери Скоблова», которые написаны в манере народного сказа и служат как бы обрамлением всех четырех частей книги.
Здесь уместно сказать, что сегодня нам известны отдельные су-щественные детали из истории подпольной группы на Буденовке, с которыми автор не был знаком. Например, в повести действует в качестве партийного руководства подполья Андрей Ефимович. Автор не указывает его фамилии. Из документов партархива Донецкого обкома КП Украины сегодня можно установить, что одним из руководителей был Николай Михайлович Романчук, член Буденовского райкома партии. Можно найти, сверяя с документами, воспоминаниями, имеющимися в архиве сегодня, и еще несколько более или менее заметных расхождений между описанием событий а повести и тем, как они происходили в действительности.
Однако мне хочется еще раз подчеркнуть, что повесть «В нашем городе» не является историческим исследованием, а представляет собой художественное произведение, в котором действуют вымышленные персонажи (например Ганс Редлер) наряду с теми, «то существовал в действительности. И здесь уместно будет привести высказывания Александра Фадеева относительно аналогичных замечаний по роману о Краснодонском подполье: «Хотя герои мои носят действительные имена и фамилии, я писал не действительную историю «Молодой гвардии», а художественное произведение, в котором много вымышленного и даже есть вымышленные лица. Роман имеет на это право» (Собрание сочинений в пяти томах. М., 1959. Том 2, стр. 565). И второе: «Кто сейчас может сказать, о чем разговаривали, что думали, переживали юноши и девушки в часы свершения своих героических дел и в часы дружеских или любовных бесед? Об этом можно только догадываться. Значит, это и действительная история и в то же время художественный вымысел. Это—роман». («За тридцать лет», М., 1957, стр. 934).
Повесть «В нашем городе», в которой правдиво, мастерски, с большой любовью изображен героизм «обыкновенных людей», долго будет служить делу коммунистического воспитания трудящихся.
Идут годы. Все ярче сияет слава бессмертных героев—борцов с фашизмом. За мужество и отвагу, проявленные в борьбе против немецко-фашистских захватчиков в Великой Отечественной войне в 1941—1945 гг., Президиум Верховного Совета СССР наградил орденами и медалями большую группу бесстрашных подпольщиков Донбасса. Среди награждерных (посмертно) славные подпольщики города Донецка Павел Иванович Колодин — награжден орденом Отечественной войны первой степени, Савва Григорьевич Матекин — орденом Отечественной войны первой степени, Степан Васильевич Скоблов — орденом Красного Знамени.
В начале статьи я писал, что Л. Черкашина много и плодотворно работала в жанре очерка. Об этом свидетельствует одна из книг — «Донецкая быль», изданная в Киеве в 1959 году. Из очерков, напечатанных в ней, встает красочная картина современного трудового Донбасса. Писательница смело вводит историю, легенды земли донецкой и этим расширяет горизонты читателя. Рассказывая о тружениках Донецкого металлургического завода, она подчеркивает, как гигантски вырос рабочий класс за годы Советской власти, как расцвела наша жизнь.
В биографическом очерке «Три богатыря» прослежен путь простых людей, выросших в государственных деятелей. В другом плане построен очерк «Орлы и орлята». Изображая человеческие судьбы, Черкашина остро ставит проблемы сегодняшнего дня. Коммунисти-ческог отношение к труду, выработка у молодого труженика чувства хозяина страны, отношение к государственному, общественному и к своему собственному, личному, борьба с пережитками прошлого в быту — все это нашло свое отражение в произведении.
Книга «Донецкая быль» — это активное вторжение в жизнь, желание острым пером очеркиста помочь утверждению нового и страстно осудить старое, отжившее, в чем бы оно ни проявлялось. В. этом, пафос и художественная сила книги.
Таким же бойцом выступает Лариса Черкашина и в своей последней напечатанной при жизни книге «Дума о человеке» (1961 г.), состоящей из двух повестей: «Белый платок» и «Тюльпаны». В этих повестях автора волновали морально-этические проблемы, выдвинутые самой жизнью перед нашей молодежью.
Писательница стремилась внести свой вклад в дело воспитания новых коммунистических чувств и отношений. «Дума о человеке»! Ведь не всегда легко ему, человеку, особенно молодому, найти правильное решение. Действительность порой не совпадает с тем, что ты создал в своих мечтах, не так просто и легко бывает применить в жизни свои принципы. Именно на этом и построен образ Катерины — секретаря заводского комитета комсомола — в повести «Белый платок». Она полюбила Михаила, который оказался женатым, отцом двоих детей. Могут сказать, банальная история. Возможно. Однако Черкашина подошла к ней по-новому. Победа Екатерины—она пода-вила в себе чувство первой любви — является в то же время и ее поражением. Правда, автор этого не говорит прямо. Но подводит к этому рассказом об отношениях других любящих людей. Екатерина не поняла, не распознала глубины душевного порыва Таси и Анатолия и готова осудить их. Ее избранник Михаил выступает как эгоист, обыватель, охотно принявший как нечто само собой разумеющееся, большое чувство Марины, этой неграмотной, но подлинно благородной женщины. А в иной ситуации—хорошие люди Тася и Анатолий не могут построить свою семью, ибо на пути стоит мещанка, жена Анатолия. И правильно говорит Кате секретарь партийной организации Тищенко: «Совесть и честь рабочего — это не только хорошо отработанные детали, не только высокие проценты выработки».
В повести «Тюльпаны» в образе Андрея Ковалева писательница показала самую характерную черту советского человека, готового в любую минуту прийти на помощь товарищу, попавшему в беду. Именно таким и предстает перед нами Андрей, вырвавший любимую девушку—Дарью Петренко — из лап баптистов. И в этом глубокая художественная правда образа.
* * *
Лариса Евгеньевна Черкашина умерла в 1962 году.
До последних дней она работала над осуществлением своих творческих замыслов: заканчивала последнюю редакцию романа «Дочь горняка». Хотелось ей написать и антирелигиозный роман-памфлет, рассказы о родной Волыни, о Хакассии. Но, к горькому сожалению, этому не суждено было осуществиться.
Андрей КЛОЧЧЯ.