Молодая Гвардия
 

Л.Арнштам и Б. Чирсков
КТО ОНА?
(Зоя Космодемьянская)
Киносценарий.
(86-105)


85. Снова поляна, но уже другая. На первом плане командир. Вокруг него столпились люди.

Голос: Убитых нету... раненых четыре

Короткое молчание, и потом вдруг командир, найдя кого-то глазами, говорит с глубоким чувством:

- Ай да девушка! Молодец, девчушка!

Зоя, окруженная товарищами по отряду. У неё счастливое, спокойное лицо.

Гремит музыка. В ней переплетается песня о Чапаеве с сусанинским хором.

Надпись:

ТАК НАЧАЛА СВОЮ ПАРТИЗАНСКУЮ ЖИЗНЬ ЗОЯ! ВСЮДУ, КУДА ВСТУПАЛА НОГА ВРАГА. НАВСТРЕЧУ ЕМУ ПОДЫМАЛСЯ НА БОЙ НАРОД. ВСЮДУ ВОЗНИКАЛИ ОТРЯДЫ БЕЗЗАВЕТНО ХРАБРЫХ МСТИТЕЛЕЙ...



86. И пока медленной панорамой движется на экране надпись, из наплава в наплыв, короткими кусками: пылают и рвутся склады; взлетают взорванные мосты; летят на воздух вагоны, паровозы, разбитые штабные машины на шоссейных дорогах; обрывки проводов. И снова пожары, дым, пламя.

Медленно движется надпись:

...И ЗОЯ, ВЕРНАЯ ДОЧЬ НАРОДА, ВЕРНАЯ ДОЧЬ КОМСОМОЛА, ДЕЛАЛА ТО, ЧТО В ЭТИ ДНИ ДЕЛАЛИ ТЫСЯЧИ ЛЮДЕЙ НАШЕЙ СТРАНЫ — ГОРОЖАНЕ, КОЛХОЗНИКИ, СТАРИКИ, ЮНОШИ, ДЕВУШКИ….

В дыму и пламени мелькает она. То склоненная над миной, то напряженно выжидающая, готовая соединить провода, несущие смерть грохочущему составу, то подлезающая под проволочные заграждения; то перерезающая провода где-то наверху, на телеграфном столбе; то отстреливающаяся; то швыряющая зажигательные бутылки в стены строений. И всюду дым, пламя, взлетающая земля, обломки.

А надпись все еще движется:

ОНА НЕ ЗНАЛА СТРАХА И ВОТ ОДНАЖДЫ... ОНА УШЛА В ЗАДАНИЕ И НЕ ВЕРНУЛАСЬ.



87. Сквозь надпись, короткими кусками, повторяется все, как в начале картины:

Дощечка с надписью: «Петрищево», расхаживающий часовой; Зоя, ползущая вдоль канавы; прижавшийся к стенке немец-часовой, Зоя, занесшая руку с зажигательной бутылкой, и навалившийся на нее немец.

Наплыв



88. Стена избы, оклеенная старыми газетами. Зоя, прислонившая голову к стене. Белокурый солдат. Чистый лист бумаги.

— Штей ауф! Встать! — резко приказывает он.

Зоя глядит на солдата. Он вскидывает автомат. С огромным усилием Зоя встает, пошатнулась, сейчас упадет...

Но собрав всю волю, она выпрямляется. Прямая и спокойная, стоит она перед солдатом.

— Рус, марш!—приказывает он, указывая на дверь.

И она идет к двери.



89. Порывы ветра взметают снежные вихри. За снежной пеленой крыльцо. Обгорелые колья забора. Распахивается дверь.

Яростный порыв ветра чуть не сбил с ног Зою, отбросив ее к двери. Охваченная снежным вихрем, босая, в одной рубашке, она прижимается к двери. Белокурый ухмыльнулся.

— Битте шен *, фрейлен! — изысканно вежливым жестом приглашает он Зою туда, в мрак, в метель.

* Пожалуйста.

Колеблемая ветром, она выпрямляется. Презрительный взгляд, и вот — шаг по обледенелой ступеньке, второй...

Наплыв



90. Завывает ветер. Вздымает снежные вихри с крыш притаившихся темных изб. Ломает деревья, крутится под ногами у Зои, засыпая ее бедные ноги снежной колючей пылью. Развевает ее рубашку, жестко ласкает обнаженные плечи. Мелькает за ее плечами тяжелая фигура. Тяжело ступают по глубокому снег; ноги в эрзацваленках. Упрятанный в воротник и в шарфы подбородок, волчьи глаза.

Наплыв

Столб. Дощечка с надписью: «Петрищево»; раскачиваемая ветром. Торчащие к небу погорелые трубы. Снежное пространство. Где-то далеко часовой. Подпрыгивая, разводя и сводя руки, стучит он валенком о валенок, пытаясь согреться.

И в снежной метели — две фигуры: тоненькая, прямая и тяжелая, согнутая. Порыв ветра, взметая снег, скрывает их.

Наплыв

Еще один пейзаж. Другой край села. Контуры строений. Путаница колючей проволоки. И снова - две фигуры. Ветер рвет зоину рубашку, но, колеблемая ветром, Зоя идет и идет...

Наплыв

И вот снова обгорелые колья забора, покосившееся крыльцо.

Зоя. Белокурый. С огромным трудом поднимается она по ступенькам. Шаг... другой... И вдруг белокурый заслоняет ей дверь.

— Цурюк! * — показывает он ей пальцем туда, обратно— в метель и тьму. — Цурюк! — поворачивает он ее за плечи.

* Назад!

Медленно поднимает она голову.

В напряженно откинутой голове, в глубокой складке, прорезавшей лоб, — упрямая воля, собранная вся для того, чтобы не сдаться, чтобы не пропустить стона и жалобы сквозь закушенные губы. Презрительный взгляд.

— Битте шён! — уже строго приглашает ее белокурый.

Шаг по ступеньке вниз... второй..

Наплыв

И снова метель и темные избы.

И снова погорелые трубы, торчащие к небу.

И снова путаница колючей проволоки. И снова ветер, бьющий в лицо, сбивающий с ног, рвущий рубашку.



91. В наплыве сначала звук:

Тик-так, тик-так.— тикают часы.

На печи, на полу вповалку спят солдаты. Храп. Дон... дон... — Начинают бить с хрипом часы. В темной глубине открывается дверь. Клубами врывается морозный воздух. Входят Зоя и солдат.

Он толкает ее к скамейке. Она медленно, не издав ни стона, ни звука, опускается. Чистый лист бумаги на скамейке. Карандаш. Белокурый начинает распутывать платок, в который у него упрятан подбородок, приближает свое лицо к зоиному лицу.

— Шрайб! — тычет он пальцем в бумагу.

Упрямый взгляд, взгляд бойца. Глядя ему в глаза, Зоя отрицательно качает головой. Солдат снова начинает укутывать шею платком. Часы. Тик-так, тик-так — качается маятник.

— Штей ауф! * — приказывает белокурый.

* Встать!

Наплыв



92. И как в дурном сне все повторяется сначала. Избы, сгоревшие строения, путаница колючей проволоки.

И тоненькая фигурка, бросаемая ветром, обвеваемая снежными вихрями, и тяжелая, согнутая по ходу, фигура немца. Пронзительно Завывает ветер.

Наплыв



93. Опять изба. С громадным усилием опускается Зоя на скамейку. И снова тычет в чистый лист бумаги белокурый, распутывая платок на шее и снова:

— Шрайб!

И снова отрицательно качает она головой.

Не выдержав ее неукротимым огнем горящего взгляда, он опускает голову, молча снова обертывает шею платком.

Часы. Тик-так, тик-так — стучит маятник.

Дон – бьют они с хрипом половину.

Голос белокурого:

- Штейн ауф!

Наплыв



94. В страшной последовательности снова, совсем кратко из наплыва в наплыв, повторяются избы, обгорелые трубы, колья колючей проволоки.

Наплыв



95. И вот, уже совершенно лишившаяся сил, она не опускается а почти падает на скамью.

Яростно тычет пальцем в бумагу белокурый:

- Шрайб!

Собрав последние силы, она выпрямляется и отрицательно качает головой. Часы на стене. Тик-так, тик-так...

Яростный голос белокурого:

— Штей ауф!

Она пытается встать, но не может и, теряя сознание, опускается на скамью.

Яростно ругается белокурый.

И он бьет по лицу, раз, другой!

Дон... дон... – снова начинают бить часы.

Она медленно поднимает голову.

Дон... дон... – бьют часы.

Она вслушивается в бой часов, и в измученных её глазах смутно проступает теплота.

Бом… бом… - и это уже не хриплый бой деревенских часов. Нет, это над Москвой, над всей страной бьют часы Спасской башни.

И сразу грянула музыка.



96. И вот медленно сквозят через зоино окровавленное лицо уходящие вверх стены Спасской башни...

Проплыли зубцы кремлевских стен.. Вдруг — как бы склоненное над ней мудрое лицо Сталина,

— Быть, как Ленин...—тихо говорит он.

И голова матери на подушке и тихий голос:

— ...Даже умереть, чтобы сделать других счастливыми.

— ...А на самом деле ты мне нравишься больше всех, — ласково и смущенно улыбается Борис.

— ...А все-таки она вертится... — говорит Анна Сергеевна, спускаясь по лестнице, положив руку на плечо маленькой девочки.

И парты, и внимательные лица ребят, и собственный звонкий зоин голос:



...Предателя мнили во мне вы найти.

Их нет и не будет на русской земли...



— .. Ну вот, ты и комсомолка! — протягивает ей комсомольский билет секретарь.

И снова лицо Бориса.

— ...Не можем же мы не победить, Заяц! — уверенно восклицает он.

— ...От них не останется даже следа! — яростно откликается старый Филин.

И сквозь рой этих стремительно проплывающих видений мы все время видим Зою. Как бы поддерживаемая родными голосами, она снова поднимается со скамейки. Глаза ее, устремленные на немца, горит мужеством и упорством.



97. И вот снова она в вихре метели. Как бы заново обретая силы, она идет, высоко подняв гордую голову, и рубашка, развеваемая ветром, кажется крыльями.

Идет Зои сквозь метель. Яростно ругаясь, избивает ее белокурый солдат, то забегая вперед, то снова оказываясь позади. Но легок и уверен ее шаг. Гремит музыка. Заключительная «Слава» из «Сусанина». Наплыв



98. В наплыве - угол скамьи, чистый лист бумаги.

Под торжествующую заключительную фразу музыки отъезжает камера.

На скамье лежит, запрокинув голову, Зоя. Широко открыты ее глаза. Музыка обрывается с появлением надписи:

В ДВА ЧАСА НОЧИ ГУСТАВА СМЕНИЛ ДРУГОЙ СОЛДАТ, И ЭТОТ ПОЗВОЛИЛ ЕЙ ПРИЛЕЧЬ НА ЛАВКУ.

На первом плане — неподвижный, с опущенной головой, дремлет пожилой угрюмый солдат.

А в глубине на скамье лежит Зоя. Косясь на солдата, неслышно скользит к Зое хозяйка. В руках у нее ковш. Там, в глубине, осторожно обнимая Зою, она помогает ей приподняться. Солдат дремлет.

Хозяйка, осторожно поддерживая, обнимает Зою. Зоя пьет. Благодарный взгляд серьезных глаз.

— Ты чья будешь, девушка? — шепчет женщина, осторожно опуская Зою на лавку.

Тихий, как шелест, ответ:

- Зачем тебе это?

- Сама-то ты откуда?

— Московская...—еле слышно шепчет Зоя.

— Небось, отец, мать есть? — жалостно глядит на нее женщина. Зоя молчит. Женщина, оглянувшись на часового, приближает свое лицо: вплотную к зоиному.

— Окажи, хорошая моя, как Москва?

Зоино лицо озаряет счастливая улыбка.

— Хорошо в Москве!.. — шепчет она. Женщина прижимается щекой к зонной щеке.

— Долго ли терпеть нам муку эту? — страстно шепчет она.

— Недолго, милая... нет, недолго, — ласковым шопотом отвечает Зоя.

— Поскорее бы, господи! — вздыхает женщина.

Пожилой солдат на первом плане. В глубине — скамейка, женщина, склонившаяся, над Зоей. Часовой просыпается, вглядывается и недовольно окликает женщину. Женщина испуганно скользит прочь от скамейки.

Тик-так, тик-так—качается маятник. Стрелка подходит к трем.

Тишина. Зоя лежит, не шевелясь. Лицо ее полно глубокой думы.

Тик-так, тик-так — стучат часы.

Возникает далекий сухой стук.



99. Метель, стихла. Березки в снегу. В рассветных сумерках копошится несколько солдатских фигур. Строят виселицу, вкапывают в землю столб.

Наплыв



100. И опять качается маятник. Но на циферблате стрелка подошла уже к десяти.

Дон... дон... — начинают бить часы.

Наплыв

Зоя сидит на скамейке. Два угрюмых солдата стоят чуть в стороне, на страже. Охапка вещей брошена на скамью. Хозяйка одевает Зою.

Вот женщина опускается перед ней на колени. Осторожно обнимает она зоилу потемневшую ногу. Зоя кладет ей руки на плечи, и женщина, осторожно касаясь ноги, натягивает чулок. Слезы текут по лицу женщины.

— Ноженьки мои, что с вами поделали? — ласковым топотом приговаривает она. — Ходить бы вам по родной земле.



101. А по деревенской улице плетутся старики, плачут ребятишки, цепляясь за юбки матерей. Мелькают русские лица, проклятые немецкие.

— Рус, марш! Рус, марш! — отовсюду опостылевшие немецкие голоса, взмахи автоматами, толчки, пинки. Маячит там впереди виселица.



102. Изба. Женщина одевает Зою. Одевает ее в последний смертный путь.

Зоя глубоко сосредоточена. Она словно накапливает силы для последней и страшной борьбы, которая ей предстоит.

Женщина нежно, боясь причинить боль, прикрывает зоины плечи белой кофточкой. Ласковый шопот у самого зонного уха:

- Сколько жизни твоей не прожито!.. Как мне укрыть тебя, пригреть, не пустить?.. - слезы катятся по лицу женщины. — Доченька моя горькая... И как поминать-то тебя, я незнаю...



103. На первом плане толпа согнанных крестьян. Потом немцы — пешие, конные. В глубине — столб виселицы. Очевидно, Зою ведут. Ее не видно за толпой. Вытягиваются головы крестьян. Они встречают появление Зои глухим, сразу стихающим, гулом. Какая-то женщина заплакала. Офицер, командующий казнью, возвышаясь у виселицы, жестами и короткими командами приказывает расширить круг.

Солдаты у виселицы пятятся. Вся толпа колышется, подаваясь назад. У виселицы образуется пустота.

Зоя стоит, поддерживаемая двумя солдатами, и напряженно глядит туда, где свои, русские люди. Сзади, в глубине — цепочка солдат вокруг виселицы. Офицерская группа.

Офицер с фотоаппаратом около Зои. Он выбирает позицию. Перебежал с одной стороны на другую.

Толпа крестьян, окруженная солдатами. В толпе вздохи, плач.

Офицер, выбрав позицию, делает жест солдатам. поддерживающим Зою. Они отступая, оставляют Зою. Она пошатнулась, но устояла.

Группа крестьян. Широко открыв глаза, глядит мальчонка. За другими головами — голова старухи.

— Господи... господи!.. — вздрагивает старуха.

й вдруг, совсем просто, как будто говоря о самых обычных делах с добрыми друзьями, Зоя тихо, но ясно говорит:

- Что вы такие печальные? Что невесело смотрите? Все кончится хорошо... Обязательно хорошо!.. А мне не страшно умирать...

Откинув привычным движением головы волосы назад, Зоя вдруг звонко выкрикнула:

— Это счастье — умереть за свой народ!

Один солдат, подскочив к Зое, пытается зажать ей рот. Мелькнуло поднявшееся снизу растерянное лицо офицера-фотографа

Второй солдат тащит ее к виселице. У самой виселицы, вырвавшись с неожиданной силой из рук солдата, она сама поднимается на ящики, поставленные один на другой под перекладиной. Вытянув вперед руки, она кричит:

— Эй, товарищи! Будьте смелее! Боритесь сами! Бейте, травите фашистов! Мы непобедимы!!!

Офицеры.

— Шнеллер! Шнеллер! * —нетерпеливо понукает командир палача-солдата, который торопливо возится около Зои. На первом плане угрюмый силуэт пожилого солдата, приготовившегося вышибать ящики из-под зоиных ног.

* Скорее! Скорее!

Группа крестьян.

— Прощай, светлая!..

Залитое слезами лицо женщины, в избе которой Зоя провела свою последнюю ночь.

Палач берется за веревку. Солдат уперся кованым башмаком в ящик.

Вытянувшись на носках, обеими руками с последней невероятной силой раздвинув петлю, крикнула Зоя:

— Прощайте, товарищи! Сталин придет!

Еще звенит ее голос, но кованый башмак уперся в ящик. Ящик с глухим стуком падает на землю.

И сразу, заглушая этот страшный звук, загремел мощный, непобедимый хор «Слава».



103. Из наплыва в наплыв, вздымая снежные вихри, уходят в воздух самолеты.

И только успели мы прочесть на одном:

ЗОЯ КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ...

...как уже несутся в бой танки, и промельком на одном из танков:

ЗОЯ КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ.

И на мгновенье над открытым люком яростное лицо Бориса.

И сразу пенят воду торпедные катера, и снова на одном:

ЗОЯ КОСМОДЕМЬЯНСКАЯ

Контуры орудий на платформах; грохоча, несется по рельсам состав, а на паровозе:

КОМСОМОЛЬСКАЯ БРИГАДА ИМЕНИ ЗОИ КОСМОДЕМЬЯНСКОЙ.

И уже пролет цеха. Мальчики и девочки — ремесленники, склонившиеся над станками, и плакат:

КОМСОМОЛЬСКИЙ ПРОЛЕТ ИМЕНИ ЗОИ.

В поле полощется флажок:

ИМЕНИ ПАРТИЗАНКИ ЗОИ.

Полевой стан, жатва. Девушки, дети, старики.

И вот во весь экран доска:

ШКОЛА ИМЕНИ ЗОИ КОСМОДЕМЬЯНСКОЙ.



104. Одновременно с тем, как в последний раз наплывом проступает школьная лестница, медленно вырастает во весь экран гордая и прекрасная, высеченная из мрамора, зоина голова. Золотые буквы, выбитые навечно:

ГЕРОЮ СОВЕТСКОГО СОЮЗА - ЗОЕ КОСМОДЕМЬЯНСКОЙ.

И через памятник, который становится все прозрачнее и прозрачнее, лестница, как всегда, наполняется движением. Малыши, подростки, юноши, девушки. Прекрасные лица — гордые и веселые — юношей, нежные - девушек, милые и нескладные,— подростков, забавные — малышей.

Это за них, за их счастливое будущее,— за счастливое будущее своего народа, своей страны отдала юную жизнь школьница и комсомолка Зоя.

И они вечно будут с благодарностью помнить ее — подругу, школьницу, комсомолку.

Самое имя ее будет для них драгоценным, а её скромная жизнь будет для них лучшим примером

Ликующая светлая музыка.

Лестница, наполненная движением.



105. И сквозь нее еще раз проступает зоино лицо.

Но не закованное в мрамор, а живое, улыбающееся. Ласково улыбается Зоя подругам и товарищам будущего.





Редактор В. Лучинов

Подписано к печ. 9/XI 1943 г.

Печ. л. 4. Уч.-изд. л. 5,2. Зн. в 1 п. л.

52.000. Изд. № ПВО. Тир. 3000 экз.

Цена 4 р. 50 к.

Тип. „Красный печатник",

Москва ул. 25 Октября, 5. Заказ 1630.

<< Назад Вперёд >>