Молодая Гвардия
 

ГРЕМЕЛИ АТАКИ (2)


Наступление на направлении главного удара продолжалось. Но 1 февраля погода значительно ухудшилась, что сильно усложнило действия передовых частей. Они стали испытывать перебои в подаче боеприпасов. Машины с трудом преодолевали бездорожье. По этой же причине отставали от авангардов и артиллеристы. Однако темпы наступления не снижались. Проявляя чудеса физической выносливости, солдаты буквально на руках доставляли в боевые порядки полковую и противотанковую артиллерию.

Ожесточенно сопротивлялся враг под населенным пунктом Приют. Пункт дважды переходил из рук в руки. Тогда командование 74-й гвардейской стрелковой дивизии решило окружить и уничтожить его гарнизон. 266-му стрелковому полку было приказано нанести удар с востока и юго-востока. Один батальон 240-го полка должен был перекрыть дорогу на запад, на Красное, а 246-й предназначался для нанесения удара с севера и северо-востока.

В 7 часов утра 1 февраля части дивизии поднялись в атаку. Пользуясь предутренней темнотой и складками местности, пехотинцы начали быстро продвигаться к вражеским позициям. Противник, заметив наступающих, открыл сильный артиллерийский, минометный и пулеметный огонь.

Бой продолжался три часа. В 7 часов 40 минут воины 240-го полка ворвались на западную окраину Приюта, а подразделения других полков подошли вплотную к восточной и северо-восточной окраинам. Но гитлеровцы упорствовали и часто переходили в контратаки. Но кольцо неумолимо сжималось вокруг Приюта. Почувствовав, что оно вот-вот сомкнётся, немцы постепенно стали вытягиваться из «мешка» и отходить по дороге на юг.

В 8 часов 30 минут части 74-й дивизии сломили сопротивление противника и ворвались в центр населенного пункта. А ровно в десять утра в Приюте не оказалось ни одного фашиста, кроме пленных.

В полосе наступления 29-го гвардейского стрелкового корпуса умело громила врага 11-я танковая бригада под командованием подполковника Димитрия Алексеевича Филипенко. Танкисты во взаимодействии с пехотой, артиллерией и авиацией прорвали оборону противника, чем создали условия для ввода в прорыв 4-го гвардейского механизированного корпуса генерал-лейтенанта Т. И. Танасчишина.

С полной нагрузкой работали летчики 17-й воздушной армии. Несмотря на плохую погоду, они сопровождали наземные войска на всех направлениях, своевременно приходили на помощь, обрушивая на врага бомбы и лавину пушечно-пулеметного огня. Особенно велик спрос был на штурмовиков. Грозные Ил-2 требовались всюду. Маневренные, оснащенные мощным вооружением, они подавляли огневые точки противника, обращали в бегство его пехоту, заставляли поворачивать вспять танки.

Вот один из многочисленных боевых эпизодов.

Тройка штурмовиков под командованием А. Н. Елдышева вела «охоту» над районом боев. Вдруг радиостанция наведения передала, что под Менделеевкой замечено большое скопление танков, самоходных орудий и живой силы противника. Анатолий Елдышев повел свою тройку на указанную цель. Через несколько минут на белом фоне земли показались темные пятна вражеских танков.

— Приготовиться к атаке! — приказал по радио командир.

Штурмовики устремились на цель. Навстречу им с земли потянулись огненные трассы. Мощная завеса зенитного огня преградила путь советским самолетам, но штурмовики прорвались. С первого же захода бомбой удалось поджечь тяжелый танк. Развернувшись, «илы» снова обрушились на противника. И снова успешно: вышли из строя два самоходных орудия. Израсходовав бомбы, штурмовики ринулись на вражескую пехоту, расстреливая ее из пушек и пулеметов.

Самоотверженно, не щадя себя, дрались в эти дни воины-зенитчики. Они непрерывно находились в расположении своих войск, надежно прикрывая их от действий фашистской авиации, и заслужили благодарность командующего артиллерией фронта генерала М. И. Неделина.

За два дня боев войска 3-го Украинского фронта на направлении главного удара расширили прорыв до 60 километров по фронту и до 10—20 километров в глубину. 16-я моторизованная, 123-я и 46-я пехотные дивизии немцев понесли большие потери и начали поспешное отступление, бросая по пути артиллерию и автотранспорт.


<< Назад Вперёд >>