НА РУБЕЖАХ ШАХТЕРСКОГО КРАЯ
А. БЕДЕНКО,
журналист
ЗВЕНО ВЕДЕТ МОСЬПАНОВ
|
Четвертый штурмовой авиационный полк, куда был назначен командиром звена лейтенант Мосьпанов, находился в Николаевке, южнее города Ворошиловграда.
Утром в штабе эскадрильи Мосьпанов получил боевое задание.
— Бои идут в районе Матвеева Кургана и реки Миус,— обрисовал обстановку командир.— Мы должны помочь нашей пехоте. Вашему звену предстоит разведать передвижение противника в районе города Таганрога и одновременно нанести штурмовой удар по танковой колонне.
...Сделав круг над аэродромом, штурмовики легли на курс.
Вот и объект. Справа, к востоку от города, тянулась длинная колонна фашистских танков.
Звено вышло на цель незамеченным. Лишь после того как заговорили пушки и пулеметы «Илов», немцы открыли зенитный огонь. Но было уже поздно. Десятки танков и тяжелогруженых автомашин противника были охвачены пламенем и дымом.
Вдруг Мосьпанов почувствовал, что самолет плохо ему повинуется. «Перебит трос», — подумал он. С перебоями работал и мотор. Но не увозить же бомбы обратно! Мосьпанов повторяет заход на колонну. То же самое делают и ведомые. Тонны смертоносного металла сброшены на головы захватчиков. Сквозь черную дымовую пелену видно, как мечутся по полю фашистские солдаты, горят танки и автомашины врага.
Звено благополучно вернулось на свой аэродром. Мосьпанов доставил командованию ценные разведданные о передвижении войск противника.
За успешное выполнение этого и предыдущих заданий лейтенант И. П. Мосьпанов был представлен к правительственной награде — ордену Красного Знамени.
Вскоре авиаполк из Николаевки перебазировался в Новоалександровку. Здесь задача штурмовиков состояла в том, чтобы наносить удары с воздуха по группировкам врага в районе Славянска, Чистякова, Макеевки, Артемовска, Константинов™, Красноармейска и Краматорска. Гитлеровцы подтянули сюда новые подкрепления. Погода в эти дни установилась нелетная. Небо затянула низкая облачность, шел снег. На задания посылались лишь наиболее опытные летчики.
Утром 3 февраля 1942 года Мосьпанову в паре с капитаном Ивановым было приказано вылететь в район Краматорска и подвергнуть бомбежке скопление вражеских войск.
Летели без прикрытия истребителей, что, естественно, усложняло задание.
...Западнее Краматорска показалась длинная цепь движущихся вражеских войск. На бреющем полете летчики зашли на колонну с тыла. Несясь вдоль колонны и ведя огонь из пушек и пулеметов, они одновременно начали и бомбежку. Колонну затянуло дымом. Из стороны в сторону шарахались лошади, волоча за собой перевернутые повозки. Заснеженная земля покрылась трупами гитлеровцев.
Во время налета осколки вражеских снарядов серьезно повредили оба самолета, но и в этот раз летчики привели их на аэродром.
По донесениям разведчиков в штабе стало известно, что у юго-западной окраины Славянска на железнодорожной станции гитлеровцы разгружают только что прибывший состав с военным снаряжением. Пять штурмовиков под командованием гвардии старшего лейтенанта Мосьпанова были направлены туда. Самолеты обрушили смертоносный груз на врага. Были разбиты паровозы и вагоны, от здания депо, в котором фашисты ремонтировали локомотивы, остались лишь обломки стен.
А во второй половине того же дня Мосьпанова вызвал к себе комполка майор Холобаев и дал новое задание: подготовить четыре экипажа и в 18.00 взять курс на Сталино. Там на аэродром прибыло около 50 самолетов противника. Их надо вывести из строя.
Штурмовики шли в сопровождении 10 истребителей. Операция предстояла ответственная.
Летели низко, то и дело приходилось обходить многочисленные терриконы, заводские трубы. Наконец вышли к аэродрому. На взлетном поле четырьмя группами, по 10—15 машин в каждой, стояли фашистские самолеты.
В итоге этого рейда урон врагу был нанесен ощутимый: сожжено 16 и серьезно повреждено 22 самолета, уничтожено около 50 солдат и офицеров летно-технического состава.
За этот полет И. П. Мосьпанову был вручен второй орден Красного Знамени. А вскоре был еще один, не менее результативный рейд. В районе Константинов™ был обнаружен вражеский аэродром. На нем фашисты раз-местили около 90 самолетов.
Задание разгромить этот аэродром поручили звену, возглавляемому Мосьпановым.
В этом налете мосьпановцы сожгли 26 и основательно повредили 22 фашистских самолета. Летчики были отмечены наградами. Грудь И. П. Мосьпанова украсил орден Ленина.
25 июля 1942 года летчики командира эскадрильи И. П. Мосьпанова получили задание вылететь на штурм вражеских колонн. Никто не думал тогда, что это последний полет замечательного аса. Но случилось именно так, хотя задание командования герой выполнил.
Как сообщала «Правда», за 69 боевых вылетов И. П. Мосьланов уничтожил: 21 самолет, 33 танка, 4 броневика, 140 автомашин с пехотой, 13 полевых орудий, 2 зенитные точки, 12 товарных вагонов, 2 командных пункта, 3 дзота, 2 водные переправы, истребил до 1000 фашистов.
Командиру эскадрильи, гвардии капитану, коммунисту Мосьпанову Илье Петровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
|