Молодая Гвардия
 

ПРИГОВОРЕННЫЕ НАЦИЗМОМ
Концлагерь Саласпилс: забытая история

МЕМОРИАЛ В САЛАСПИЛСЕ


Самый первый памятник жертвам Саласпилса на месте концлагеря был установлен еще в первые послевоенные годы. Это была обычная металлическая мачта с пятиконечной звездой на острие. Однако для того, чтобы достойно и должно увековечить память о жертвах этого лагеря, 5-го января 1960 года Центральный Комитет Латвийской Компартии объявил открытый конкурс на возведение монумента жертвам нацизма на месте концлагеря в Саласпилсе. Вместе с тем было организовано жюри под руководством заместителя председателя Совета Министров Латвийской ССР, руководителя организации рабочей Комиссии по строительству мемориала жертвам нацизма в Саласпилсе В.Калпиня.

Одновременно с этим был объявлен конкурс на создание монумента на месте захоронений военнопленных в Шталаге-350 в Саласпилсе. В условиях конкурса говорилось: «Мемориал должен быть воздвигнут на месте массовых захоронений между шоссе и железной дорогой. Участники конкурса вправе использовать любые композиционные решения. Место вокруг мемориала и подъездной дороги должно учитывать особенности окружающего ландшафта. Ансамбль, увековечивающий память жертв Саласпилсского лагеря, должен быть отмечен отдельно».

Далее в этой же статье приводится список того, что по условиям конкурса необходимо увековечить в композиции мемориала на месте бывшего концлагеря:

1) Детские бараки, в которых умерли тысячи детей

2) Бараки, где содержались больные и немощные

3) Карцер для заключенных

4) Бараки для эвакуированных из Белоруссии и Украины, где разлучали детей с родителями, отправляя последних на рабский труд в Германию

5) Бараки для политических заключенных из Чехословакии, Польши, Югославии и других европейских государств

6) Место расстрела и место виселицы в районе кухни лагеря

7) Место казни возле комендатуры, где было совершено покушение на коменданта

8) Площадка для казней людей, привезенных из Центральной тюрьмы, а также массовые могилы убитых в лагере

9) Кольцевая дорога лагеря, на которой мучили узников каторжным трудом

10) Наблюдательная вышка с пулеметом, с которой следили за узниками.

При создании монумента архитекторам предписывалось использовать преимущественно природные материалы: туф, доломит, местный гранит, мрамор и бронзу для деталей скульптур. Проектирование монумента и архитектурно-скульптурной формы мемориального комплекса концлагеря должно было сочетаться с максимальной возможностью минимизации нужд конструкции. По условиям конкурса, автор победившего проекта имел возможность принимать участие в дальнейшем воплощении монумента. Все проектные материалы должны были быть предоставлены до 1 апреля 1960 года секретарю жюри Министерства Культуры.

В качестве награды были объявлены три премии: 1-е место - 20000 рублей, 2-е - 15000 рублей, 3-е - 10000 рублей. Награждать победителей предполагалось в течение 10 дней после их объявления. После этого проект победителя становился собственностью Министерства Культуры Латвийской ССР. Однако после завершения конкурса главный победитель так и не был определен. В итоге были присуждены две вторые премии и одна третья.

Группа авторов (архитекторы О. Остенберг, И. Страутманис, А. Хольцманис, У Волратс, О. Бука, В. Грундманис и скульптор Р.Антинис) получила одну из вторых премий за проект под названием «Фиолетовый треугольник». В основе идеи их проектной композиции лежала полукруглая дорога в лагере, приподнятая над землей. На могилах военнопленных предполагалось установить бронзовую фигуру человека с двумя падающими бетонными стенами. Твердые, из грубого бетона плиты символизируют жестокую власть, падение - опасность угрозы. На гранитном постаменте помещена фигура человека, выражающая страдание, а его кулаки - несломленное сопротивление.

Еще одну вторую премию присудили группе авторов (скульпторы Х.Фишер, О.Скарайнис и архитекторы Г.Минц, А.Паперно и художник С.Шегельман), представивших на конкурс проект под названием «Нет!». Согласно их идее, на едином пространстве обозначаются отдельные места, где происходило унижение, пытки и убийства заключенных, где физически истощенная, но духовно несломленная человеческая душа говорила «Нет!» и готовилась подняться. На этих местах должны быть установлены символические памятные каменные фигуры без постаментов. Фигуры словно встают из земли и могучим голосом зовут, приглашают, предупреждают.

Наконец, третье место заняла группа авторов (скульптор А.Вейнбах, архитекторы М.Гундарс, Г.Асарис) за проект под названием «Полукрут»: Выходя к лагерю по дороге из леса, перед посетителем мемориала встает 112-метровая стена из красного кирпича высотой 5,5 метров, которая символизирует рубеж между жизнью и смертью. На фоне этой стены поднимается группа людей, держащихся за руки в борьбе за мир, за жизнь - против смерти. Под треугольной железобетонной чашей горит вечный огонь.

Поскольку победитель так и не был определен, конкурс продлили еще на некоторое время. В конечном итоге был реализован проект, оцененный комиссией, как «наиболее оригинальной, точной и впечатляющей формы, воплощенной в сложном конструктивном произведении». В финальной композиции мемориала были учтены проектные предложения и других авторов, представивших на конкурс свои работы. Авторами-победителями воплощенного проекта стали: Л.Буковский, Я.Зариньш, О.Скарайнис, Г.Асарис, О.Закаменный, О.Стенберг, И.Страутманис.

Ансамбль открывается подобием взломанной стены, железобетонного шлагбаума, поднятого над поверхностью. Это символ освобождения, метафора бреши, пробитой в стене тюрьмы, в которую обратили гитлеровцы Латвию. Со стороны входа на стене символического шлагбаума каждого посетителя встречает надпись: «За этими воротами стонет земля». Здание, поставленное на цоколь, имеет важное функционально значение. Внутри него галерея, из которой посетитель может увидеть перспективу всего ансамбля. Пройдя ее, экскурсанты попадают в небольшой музей, где выставлены репродукции рисунков лагеря бывшего заключенного Карлиса Буша.

Бывшая площадь перекличек лагеря выстлана крупными белыми плитами. Теперь это площадь торжественных актов, здесь же установлено звуковое устройство, отмечающее каждую секунду. Его мерный ритм напоминает о вечности, приближает к чувствам тех, кто находился здесь три с лишним года.

На открытой площади установлены четыре гигантские скульптурные композиции: «Униженная», «Мать», «Протест», «Несломленный». Скульптуры выполнены в бетоне, в грубых лаконичных, словно вырубленных формах, чтобы острее, ощутимее осознавалось та трагедия, свидетелями которой были рядом растущие сосны. Бетон, из которого исполнены фигуры Саласпилсского мемориала, не принадлежит к материалам, излюбленным скульпторами. Однако они полны жизни и внутреннего движения, экспрессии, которая в соединении с оригинальной пластической трактовкой делает их убедительными, а всю композицию величественной и волнующей. Монументальной стелой отмечено место массовых расстрелов, бетоном обрамлены фундаменты бараков.

Строительные работы осуществляли рабочие 5-го стройучастка 4-го дорожно-строительного района под руководством Гунара Шауриня. Открытие мемориала состоялось 31 октября 1967 года в 12 часов 30 минут. В 1970-м году авторов Саласпилсского мемориала отметили Ленинской премией.

<< Назад Вперёд >>