24. "НАСТАНЕТДЕНЬ, МНОГО СОЛНЦА БУДЕТ"
До войны это были обычные жилые дома в три
этажа, с толстыми кирпичными стенами, с узкими окнами, стоявшими один
против другого на расстоянии нескольких метров. Захватившим Тирасполь
оккупантам в первую очередь понадобились тюрьмы. Какая-то высокая
комиссия, рыская по городу, облюбовала эти два дома, и вскоре они
преобразились. Вокруг них прямым четырехугольником построили высокую
ограду из колючей проволоки, по углам поставили сторожевые вышки, дома
переделали, пол залили цементом, на окна надели решетки - и тюрьма готова.
Пригнали первую партию арестованных, за ней другую, и вскоре тюрьма была
полностью заселена. Однажды ночью под железный
козырек тюремных ворот въехали два темносерых грузовика-фургона с наглухо
замкнутыми дверями. Грузовики кольцом окружили солдаты, раскрыли двери, и
из кузовов стали выпрыгивать на асфальт люди. Они топтались на месте,
ежились на холодном ветру и прятали глаза от слепящего света тюремных
прожекторов. Потом их построили шеренгой, пересчитали и развели по камерам.
Это были почти все оставшиеся в живых искровцы, а вместе с ними несколько
десятков молодых и немолодых людей, жителей Крымки и окрестных сел,
подозревавшихся в связях с "Партизанской
искрой". Володя Вайсман поначалу попал в общую
камеру, где находилось человек двадцать знакомых и незнакомых товарищей по
неволе. Несколько дней спустя его вместе с Николаем и Борисом Демиденко
выкликнули из общей массы, провели по узким коридорам на нижний этаж,
втолкнули в полутемный каземат, где, забившись в темный угол и скорчившись
от холода, лежали на цементном полу трое парней. В их бледных, сморщенных
от худобы, обросших многодневной щетиной лицах Вайсман с трудом узнал
военнопленных, голубоглазого ленинградца Михаила Замурина и двух молодых
татар - Азизова и Газизова. Их Вайсман не раз встречал в Степковке или в
совхозе имени 25 Октября. Разве мог Владимир в то время подумать, что три
этих, ничем особенно не примечательных человека, замкнутых и
неразговорчивых, как и многие из военнопленных, живших на свободе на
поруках, состоят с ним в одном боевом отряде и делают то же самое боевое и
смелое дело, что и он. И, наверное, здесь, в тюрьме, увидев в день приезда
множество знакомых и незнакомых людей, связанных с ним так же, как и
военнопленные, одними делами, Вайсман по-настоящему понял, какая это
большая, разносторонняя и хитрая организация "Партизанская искра", какие,
оказывается, широкие были у нее связи, а он, Вайсман, знал лишь о немногих. И
не верилось, что крепкое деревце их
боевого подполья
обрублено до последнего корня, до последней ветви. По натуре своей Володя
был неистребимым оптимистом, и сейчас все случившееся с ним он воспринимал не как конец борьбы, а как ее продолжение, только в новых, очень
трудных и непривычных условиях. Ему казалось, что пройдет положенное
время, преодолеют люди то, что положено им преодолеть, а потом жизнь снова
обернется лицевой, светлой стороной и все встанет на свое
место. И сейчас, очутившись в новой камере вместе с
Николаем и Борисом и разглядев унылые фигуры военнопленных, он уперся
руками в бока, прищурился и насмешливо
поинтересовался: - Никак скисли ветераны-то? -
Неторопливо прошелся по камере, подчеркнуто твердым шагом, словно
испытывал твердость цемента. - Ничего! Крепенькая коробочка. А это самое...
Дать ходу отсюда не пробовали, а? Надо попробовать! Ей-богу! С первых минут в этот мрачный приют Вайсман
внес СБОЙ неиссякаемый задор, свою озорную шутку, свое насмешливое
презрение к опасности. Создалось неразделимое товарищество - троих
украинцев, двоих татар и русского. Целый месяц их пытали, мучили голодом и
жаждой, шантажировали. Тюремщики искали связи "Партизанской искры" с
партийным подпольем, искали новых людей, работавших под руководством
искровцев, склады оружия. Сговорившись молчать, юноши ни разу не нарушали
уговора. Так и не добившись ничего, взбешенный следователь на последнем
допросе распорядился: - Раз молчат сейчас, пусть
замолчат навсегда! Расстрелять их! Расстрелять там, в их бандитском гнезде,
чтоб^ы все знали, как мы поступаем с бандитами! В
ответ Володька Вайсман скривил губы пренебрежительной усмешкой и
выразительно сплюнул под ноги офицеру. Во второй
день апреля их привезли поездом в Пер-вомайск, а оттуда двумя подводами под
охраной жандармов отправили к берегам родной Кодымы. В поле около
Петровки пьяный полицейский Доценко вместе с жандармами выстроил
связанных проволокой юношей у края дороги, усмехаясь, вытащил из кобуры
пистолет и сказал: - Сейчас вы
умрете. Он надеялся, что они упадут на колени, будут
молить о пощаде, целовать ему сапоги, а он станет пинать их ногами, смеяться и
расстреливать их, жалких и пресмыкающихся. Но они стояли плечом к плечу,
такие разные с виду, но един,ые в своем мужестве и ненависти. Доценко не
услышал ни слова. Шестеро смотрели куда-то вдаль, поверх его головы, и
молчали. И было в их позах, взгляде, в их молчании столько непонятной и
страшной для Доценко силы, что он, не выдержав, потянул дрожащей рукой из
кармана вторую бутылку водки и залпом выпил до дна. Лицо его побагровело.
Он тяжело шагнул вперед и выстрелил. Потом еще раз, еще, до тех пор, пока не
кончилась обойма. Жандармы рядом с ним добивали
раненых. Умирая, все шестеро поп'режнему молчали.
Только смертельно раненный в грудь Борис Демиденко, увидев прибежавшую к
месту казни мать, в последнем усилии приподнялся над землей и
крикнул: - Прощай, мамочка! Умираю за
Родину! В великой борьбе с фашизмом пало еще
шестеро мужественных борцов. А в Тираспольской
тюрьме еще ожидали своей судьбы последние пленные
искровцы. Даша Дьяченко была в одной камере с
Тамарой Холод, Соней Кошевенко, Зоей Кулагиной и сестрой Парфентия -
Марусей Гречаной. Кроме них, там было еще несколько девушек из
Прибужья. По молчаливому единодушному признанию
вожаком в камере была Даша. Жандармы знали о ее
деятельности очень немного, поэтому допрашивали и пытали не больше других,
но пытали зверски, изощренно. Возвращаясь в камеру после пыток, она
бессильно опускалась на койку и с грустней улыбкой говорила: "Опять были
танцы и песни". А потом, немного оправившись, вставала и бодро спрашивала:
- Ну что будем
делать сегодня, девушки? Самое страшное в тюрьме - безделье. Оно
давит, мучает, день за днем подтачивает волю,
оглупляет и расслабляет человека. Нельзя падать духом, опускать руки и ждать,
ждать... Даша будоражила подруг, заставляла по нескольку раз в день прибирать
камеру, заниматься физической зарядкой, следить за одеждой. Они устраивали
конкурсы на лучшую декламацию, сочиняли стихи и пели. Пели много и часто.
Иногда песня, начатая вполголоса, вдруг зажжет сердца смелой удалью,
окрепнет, вылетит за решетчатое окно, как призыв к борьбе, к мужеству. В
сосед-., ней камере прильнут к окнам узники,и жадно слушают этот
призыв. Товарищи в тюрьмах, В застенках холодных,
Вы с нами, вы с нами, Хоть нет вас в колоннах. В
коридоре раздается топот сапог, жандармы бьют прикладами в дверь, щелкают
засовы: - Замолчать!
Прекратить! Свистят хлысты, лица поющих рассекают
кровавые полосы. Но песня не умерла. Ее подхватили в
соседних камерах: Pie страшен нам белый фашистский
террор. Все страны охватит восстанья костер! В один из
последних дней мая в камеру к девушкам вошел надзиратель с жандармами. В
руках у надзирателя листок. Он перечисляет
фамилии: - Дьяченко, Гречаная, Кошевенко, Холод,
Кулагина, выходи! - Куда? -
На суд! Во дворе они встретили товарищей из мужского
корпуса. Это Демьян Попик, Ефим Ющенко, Михаил Скиба, Николай
Остапенко. Их поставили попарно в строй, связали за спиной руки и повели
куда-то. Во второй паре идет Даша с Соней Кошевенко.
Она уже отвыкла от ходьбы, свежего воздуха, солнца. У
нее чуть-чуть кружится голова и не совсем твердый
шаг. Узников ведут по улицам города, и люди молча
провожают их взглядами. В этих взглядах и сочувствие, и жалость, и поддержка.
Даша видит, как кто-то в толпе сжал крепкие рабочие пальцы в кулак, тряхнул
им, повел бровями: "Держитесь, ребята!" Чья-то сухая старческая рука медленно
перекрестила идущих, чей-то глухой, сдержанный голос произнес: "Скоро!
Крепитесь!" Они не одни, с ними народ, с ними правда. Нельзя отчаиваться! Но
почему опустила * голову Соня, почему так тяжело переставляет она ноги? Ей
трудно, она обессилела: за последнее время ее здоровье все хуже и
хуже. Даша толкает Соню
плечом. - Соня, не унывать! Слышишь? Надо
держаться крепко. - Надо держаться крепко, ребята! - громко повторяет идущий сзади Демьян
Попик. Жандарм исподлобья- косится на него и грозит
карабином: "Молчать!" Трехэтажное старинное здание
с колоннадой. Мрачный зал с высоким сводчатым потолком и антресолями,
стены обшиты темным полированным деревом. На возвышении - массивный
стол, и на нем на подставке - черный крест, который в этой обстановке кажется
зловещим, как проклятье. В дверь входят трое в офицерских погонах -
напыщенные лица, выпученные остекленелые глаза, прямые и плоские, как
доски, фигуры. - Суд идет!
Встать! Девять обвиняемых неподвижны. Сзади
жандармы ругаются и тычут им в спины прикладами:
"Встать!" Все происходит наспех, второпях, - ясно,
что комедию с судом затеяли только для того, чтобы наутро написать о нем в
газетах, присоединив несколько пышных фраз о христианской справедливости и
демократии нового порядка. Наспех допрашивают
свидетелей - крымкских жандармов и полицейских Доценко и Щербаченко. Те
подобострастно таращат на судей глаза, и их
ответы сводятся в основном
к одному: "Так точно". Вопросы к обвиняемым еще короче. Председатель
трибунала, прищурив один глаз, коротко осматривает Демьяна Попика, кривит
черный рот. - Признаешь себя
бандитом? Бледная кожа на щеках Демьяна заливается
краской, он откидывает лохматую голову назад, каждый мускул в его фигуре
кажется напряженным до предела. - Я не бандит - я
партизан! Из-за стола тот же резкий, спокойный
голос: - Ты бандит! Демьян
сжимает кулаки, и лицо его перекашивается гримасой неудержимой ненависти.
Он кричит на весь зал: - Я не бандит! Это вы, вы
бандиты, убийцы, погромщики, вы... -
Молчать! Шумят отодвигаемые стулья, стучат каблуки
сапог. Судьи вскакивают из-за стола, машут руками, к Демьяну бросаются
жандармы. - Отправить в тюрьму! - приказывает
председатель... Вечером их выстраивают на тюремном
дворе и зачитывают приговор: Демьян Попик - к
смертной казни, Ефим Ющен-ко - к пожизненному заключению, Дарья
Дьяченко, Михаил Скиба, Николай Остапенко-к двадцати пяти годам тюрьмы,
Тамара Холод, Соня Кошевенко, Зоя Кулагина - к десяти
годам... Когда их уводят к камерам, Даша не
выдерживает и смеется: - Они думают, что будут
здесь вечно. Самое большее нам сидеть... Она осекается,
вспомнив о Демьяне. Он идет впереди нее ровным шагом, чуть сутулясь, закинув
худые руки за спину. И выглядит он в этот момент со своей вихрастой головой с
мягким пушком на тонкой белой шее, узкими плечами совсем
юным. У первого тюремного корпуса жандармы
останавливают его, пропуская вперед остальных заключен-
ных. Все знают: Демьяна сейчас поведут в камеру
смертников. - Прощайте, ребята! - кричит он. - Не
поминайте лихом! Он улыбается, но темные глаза его
смотрят грустно и отчужденно. Через несколько дней
Демьян Попик был расстрелян в Тираспольской
тюрьме. Для немногих оставшихся в живых искровцев
начались дни тяжелой тюремной неволи. Снова камеры в несколько шагов в
ширину и длину, синее летнее небо за решеткой, плети надзирателей и голод.
Никто из них не верил, что придется сидеть здесь многие годы. Все знали: скоро
придут свои, распахнут двери казематов и снова с волей вернется жизнь и
счастье. Шли месяцы - они терпели и ждали. И как ни
было тяжело в тесной камере женского корпуса, ни разу никто не изменил духу
сопротивления и бодрости, который каждый день искусно поддерживала Даша
Дьяченко в своих подругах. Она была попрежнему полна энергии, жизни,
больших смелых планов на будущее. Какое это было счастье, когда разрешили
им переписываться с волей! Пусть в месяц всего одно письмо, пусть строгая
цензура, - все равно эти коротенькие открытки от родных и товарищей были
настоящим праздником. Но они приносили не только радость, успокоение и
поддержку. Приходили письма, ¦в которых за обычными банальными фразами о
здоровье и самочувствии таился иной, особый
смысл. Оставшиеся на воле друзья помнили о пленных
искровцах. Однажды из открытки Саши Комарницко-го Даша поняла, что
товарищи готовят побег ее вместе с подругами по камере: "Готовьтесь!" -
приказывала открытка. Потом был передан план операции. Конечно, о
вооруженном освобождении не могло быть и речи: в Тирасполе была столица
Транснистрии, здесь стоял крупный гарнизон, тюрьма надежно охранялась.
Решили использовать другое оружие, которое иногда действовало надежнее, -
деньги. Врадиевская подпольная группа собрала шесть тысяч оккушационных марок и переслала
тираспольским подпольщикам, а те через своего человека договорились с одним
из солдат, охранявших тюремные ворота. План был простой: солдат во время
ежедневной прогулки Даши и ее подруг по двору "случайно" оставит ворота
незапертыми, и готовые к побегу девушки уйдут на волю. Недалеко от тюрьмы
их будет ждать грузовой автомобиль, который вывезет беглецов за город, а уж
там об их судьбе позаботятся местные подпольщики. Таков был
план. Дни подготовки к бегству, казалось, тянулись невероятно медленно. Собственно, им и готовиться было нечего. Привели в
полный порядок свою невзрачную тюремную одежду, заплатали кое-как обувь.
Главное, нужно было подготовить себя морально. Всякое бегство из плена почти
всегда рискованно, а это особенно. Его нужно совершить днем, чуть ли не на
глазах всей охраны. По ним могут открыть огонь, может не прийти за ними
машина, может выдать подкупленный солдат. Но у прекрасной мечты всегда
далекий полет. -Каждый день они видели этого белолицего ры-жебрового парня
- солдата, который, небрежно закинув автомат за спину, расхаживал
подпрыгивающим шагом вдоль ворот и неизменно что-то насвистывал себе под
нос. Весь вид солдата говорил о том, что к службе он относится без серьезности
и почтения и что он веселый, разбитной парень, любящий побалагурить. С тех
пор как Даша получила открытку с планом побега, она каждый раз на прогулках
приглядывалась к солдату, и с каждым днем он казался ей все более достойным
доверия. Ей нравилось его веснушчатое лицо с напускной миной скуки, безза-
ботный вид. Нет, не может такой простой и откровенный парень пойти на самую
низкую подлость! Однажды Даша во время прогулки
проходила вблизи ворот, по привычке взглянула на солдата и вдруг поймала его
взгляд. Он стоял, прислонившись к столбу, в своей обычной непринужденной
позе, но взгляд его показался Даше слишком долгим и почему-то очень
грустным. И даже секунду спустя, когда он отвел глаза в
сторону и, как обычно, что-то засвистел, свист звучал не так уж весело и
беззаботно. А на другой день Даша увидела у тюремных
ворот другого солдата. Вечером на допросе следователь заявил ей, что план
побега раскрыт, солдат из охраны арестован, а ее, Дьяченко, переводят в
концентрационный лагерь. ..Это были четыре месяца,
похожие на кошмар. Холодные бараки с четырехэтажными нарами, густая
паутина колючей проволоки, опутавшей горизонт, перекошенные ужасом и
болью лица, свист нагаек над головой, стоны умирающих, сытый животный смех
надзирателей и изнуряющая, с утра до ночи, работа на дорогах в воде и холоде.
Через четыре месяца Дарью Дьяченко в тяжелом состоянии переправили из
лагеря обратно в тюрьму. Тюремный врач поставил диагноз: острое воспаление
легких. Истощенная, измученная, она была очень близка к смерти, но молодой
организм победил. Дашу снова поместили в прежнюю
камеру. Какая это была радость! Снова Она с подругами, с дорогими
девчонками, которые, наверное, казались ей ближе всех прежних подруг, потому
что тюремная решетка породнила девушек на всю жизнь. И когда ей вновь
удалось послать открытку Саше Комарницкому,s она написала в ней о своих
замечательных подругах по неволе, о том, что никто из них не падает духом, что
живут надеждами на волю. Воля! Наверное, невозможно
было бы перенести все эти долгие-долгие черные месяцы плена в тюрьме и
концентрационном лагере, если бы не надежда на волю. Даже тогда, когда
неожиданно сорвался план побега, который лелеяли пленницы в своих сердцах
столько радужных дней, даже тогда Даша не отчаялась, не пала
духом. Думая о будущем, она представляла его себе
большим, просторным, светлым, как вольная прибуж-ек*я ^ТоттЬ на весенней
заре. "Настанет время,, много солнца будет и пройдет все", - написала в письме
к Саше Комарницкому. Наступил 1944 год. Красная
Армия
стремительно продвигалась
вперед, освобождая родную землю от фашистских оккупантов. Всколыхнулось в
тревоге осиное гнездо в Тирасполе. Спешно эвакуировались из города высшие
чиновники, потоком потянулись на запад машины и эшелоны с награбленным на
советской земле добром. Вслед за отступающими румынскими частями в
Тирасполь вошли немецкие части. Охрану в тюрьме заменили. Вместо
румынских жандармов поставили немецких эсесовцев, еще строже стал режим,
еще беспощадней издевательства. В мужском корпусе гитлеровцы загнали часть
заключенных в одну камеру -около 250 человек, чтобы легче было охранять. В
камере были партизаны, подпольщики, советские активисты, пленные солдаты и
офицеры Советской Армии. Среди них находились и искровцы Михаил Скиба,
Ефим Ющенко и Николай Остапенко. Чем тревожнее для гитлеровцев были
вести с фронта, тем напряженнее становилась атмосфера в тюрьме. Многие из
узников понимали, что гитлеровцы при отступлении из Тирасполя могут
устроить над ними кровавую расправу. С воли однажды
в камеру пришла записка: "Сделайте все, чтобы бежать. Иначе всех
расстреляют". С того дня начали готовить побег. Камера
находилась на третьем, последнем этаже. С утра до ночи долбили потолок,
чтобы проделать выход на чердак, а с чердака по черному ходу бежать на улицу,
разоружить охрану, одной группе напасть на тюремные ворота, другой открыть
двери в камерах женского корпуса. Таков был план, разработанный пленным
офицером, взявшим на себя руководство
операцией. В ночь с первого на второе апреля, когда
выход в потолке был проделан и узники готовились к побегу, их выдал
провокатор. Это был один из самых шумных в камере людей - парень лет
тридцати. Он бросился к двери и забарабанил в нее кулаками. Тогда несколько
человек схватили его, прижали к полу и стали душить. Но было уже поздно. На
шум прибежал охранник, увидел людей, пытающихся взобраться по нарам в
отверстие на потолке, просунул в глазок двери автомат и открыл огонь. Это был
решающий мо-мент. Люди оказались в западне. Один за другим падали,
сраженные пулями. Неужели погибнуть без борьбы, без
сопротивления? - На дверь! - крикнул кто-то и
грудью закрыл ствол автомата. Под напором десятков тел дубовая дверь не
выдержала, треснула, сорвалась с петель, и люди хлынули в коридор.
Безоружные, с одним только страстным желанием пройти во что бы то ни стало,
они бросились навстречу огню, падали под пулями, но сзади рвались другие,
распахивались в коридорах двери камер, в борьбу вступали новые, и вот,
наконец, неудержимый людской поток, смяв огневой заслон, ринулся на
улицу. ¦- Вторая группа, к женскому корпусу! -
скомандовал кто-то. Но было уже поздно. У женского корпуса залегли поднятые
по тревоге автоматчики и преградили путь восставшим. Тогда все, кто остался в
живых, бросились к тюремным воротам, смяли охрану, разомкнули засовы и
ушли на улицу ночного Тирасполя, а потом за город в степь. Вместе с
бежавшими были Окиба, Ющенко и Остапенко. ...Вот
уже несколько дней стены тюрьмы сотрясаются от орудийной канонады. Фронт
близко. Над городом то и дело пролетают самолеты, и хотя летят они высоко и
трудно их отыскать на кусочке неба, видном из маленького окошка камеры, но
всем ясно, что самолеты наши, потому что где-то совсем рядом взахлеб бьют по
ним зенитные пулеметы. Но самолеты летят дальше. Лица у эсесовцев,
охраняющих тюрьму, потеряли прежнее выражение туповатой невозмутимости,
стали или озабоченными, или раздраженными, охранники сверх'обычного орут
на заключенных, чаще пускают в ход приклады и сапоги. Вот уже три дня как
заключенных кормят всего один раз в сутки. Люди в камерах слабеют от голода.
Всех беспокоит завтрашний день. Ясно, что Красная Армия на подступах к
Тирасполю: может быть, еще несколько дней, и в город ворвутся наши
части. ...Даша просыпается от топота кованых сапог в
коридоре и лязга оружия. Распахивается дверь. Тяжелые взгляды из-под
козырьков касок ощупывают камеру.
"Быстро! Быстро! Выходи!" Всех девушек поспешно выталкивают в коридор;
там уже полно народу, снова толкают, бьют прикладами, пинают ногами.
"Быстро! Быстро!" Даша не успела опомниться, как очутилась во дворе. Рядом с
ней Соня Кошевенко и Тамара Холод. Девушки жмутся друг к другу. Что
случилось? Куда их торопят? Всех узников выгоняют на тюремный двор,
оттесняют к кирпичной стене, отделяющей часть тюремной территории от
городского квартала. Косые лучи утреннего солнца, перехлестнув через стену,
яркими полосами ложатся на тюремный двор и отражаются в широко раскрытых
глазах людей. Где-то справа в конце двора вдруг резко треснули два выстрела,
затем целая очередь, дробная, тугая. Толпа тяжело вздохнула, колыхнулась и
подалась влево. Но и с этой стороны ее встретили короткие вспышки
огня. - Дашенька! Что же это, Даша! - к Даше склонилось совсем белое лицо Сони, и ее мягкая рука бессильно легла на Дашино
плечо. Выстрелы, крики, стоны... Падают люди и хрипят в предсмертной агонии.
А из-за стены поднимается солнце. Даша оборачивается лицом к стене и делает
шаг навстречу солнцу. Что-то больно и резко бьет ее в спину, она чувствует, что
теряет равновесие, мгновенье шатается и вдруг падает вперед, погружаясь в
золотой поток света. А с той стороны, откуда встает
солнце, идет наступающая армия. Она все ближе и ближе. И кажется, что
мертвые люди, прижавшиеся к окровавленному асфальту тюремного двора,
слышат ее могучую поступь. Идет наступающая армия и с ней победа - во имя
свободы и счастья живых и вечной славы погибших.
|