Молодая Гвардия
 

Мухлынип В.А.
ПОДВИГ РАЗВЕДЧИКА ДИЗЫ

Мне очень хочется рассказать о комсомольце Дизенгофе, который воевал со мной в зенитной артиллерии в Великую Отечественную войну. Зенитчикам тоже приходилось очень трудно. Самолеты стремились подавить зенитную артиллерию, и немало падало бомб на батареи. В каждой зенитной батарее были разведчики. Они определяли по звуку моторов и по силуэту марку самолетов, т. е. чей самолет и какой, определяли высоту, скорость и расстояние до самолета при помощи дальномера. Таким разведчиком был Дизенгоф.

Он был родом из Молдавии, по национальности еврей. Было ему тогда лет 20. Он был большим мастером разведки, можно сказать, талантливым. Небольшого роста, очень подвижный, всегда веселый и очень смелый, он был всем по душе, и поэтому его любили и уважали. Звали его ласково Дизя. Он был лучшим разведчиком полка. И немало самолетов было сбито благодаря ему.

В 1944 году мы охраняли станцию Попельня на Украине. Наши войска тогда громили гитлеровцев на всех фронтах. На станции скопилось несколько эшелонов с боеприпасами и солдатами. Ранним утром стоял туман. Видимость была метров 200. На посту стоял Дизенгоф. Было очень тихо. Вдруг он услышал звук летящего самолета со стороны нашего тыла. Раз-ведчик определил, что летит немецкий самолет.

«К орудиям!» — скомандовал он. Артиллеристы заняли свои места у пушек. Рядом с разведчиком выросла фигура комбата. Артиллеристы прислушались. Да, самолет шел на станцию, но звук какой-то странный. Дизенгоф доложил командиру батареи: «Идет самолет "хенкель", тяжело груженный, на бреющем полете». Комбат сомневался, да и было от чего: кругом туман, самолет идет с нашего тыла, звук моторов необыкновенный. Дизенгоф дал команду: «Цель по ориентиру 5, высота от 50 до 100 метров». Орудийные расчеты выполнили ее.

Рев самолета нарастал лавиной. Показался смутный силуэт самолета в дымке тумана. Разведчик мгновенно определил: «Хенкель». «Огонь», — скомандовал он. Загрохотали пушки. Огненные трассы ударили по моторам и крыльям самолета. Он, завалившись на крыло, рухнул на землю метрах в 40 от батареи. Из него вокруг батареи рассыпались бомбы, но не взорвались. Одна бомба ударилась в щит орудия, смахнула в щель укрытия артиллериста и легла на него. С трудом подняли бомбу и освободили солдата, у которого оказалась сломанной нога. Пришлось батарее перебазироваться на другую огневую позицию. Саперы обезвредили бомбы. Оказалось, что бомбы замедленного действия, взрывной механизм включался летчиком электроимпульсом при броске. Но летчик не успел это сделать, и бомбы не взорвались. Да, расчет у немцев был верный: сбросить в тумане с бреющего полета бомбы замедленного действия прямо на эшелоны. Если бы это им удалось, то урон у нас был бы немалый. За этот подвиг Дизенгоф был награжден медалью «За отвагу».

Впоследствии мы узнали, что самолет был наведен на цель предателем Родины, которого для этого оставили немцы с радиостанцией. Он был обнаружен и захвачен на следующий же день.

Еще был очень интересный случай. На Украине нашими войсками была зажата в кольцо большая группа войск гитлеровцев. Мы стояли недалеко от войск, которые удерживали гитлеровцев в кольце. Ночью на большой высоте над нами шел самолет в сторону немецкой группировки. В сторону самолета была дана очередь из пушки. У нас были малокалиберные автоматические скорострельные пушки. Самолет выбросил опознавательные сигнальные ракеты и зажег опознавательные бортовые огни. Это были наши опознава-тельные сигналы на эти сутки. Дизенгоф определил по звуку моторов, что летит транспортный самолет Ю-52, немецкий с грузом. Опознавательные сигналы кончили срок действия, так как они действительны до 12 часов ночи, а времени было уже 10 минут первого. Командир батареи сомневался. Позвонили в штаб полка. Командир полка дал разрешение открыть огонь. Ударили орудия. Через несколько минут все было кончено. Самолет упал километрах в пяти от батареи. Это был немецкий транспортный самолет Ю-52. Он вез продовольствие для окруженной группировки гитлеровцев.

Мухлынип В.А.,
Кировская обл., В. -Полянский р-н, пос. Красная Поляна, 5 мая 1965 г.
Д. 52. Л. 49-53.


<< Назад Вперёд >>