Молодая Гвардия
 

Миронов И.И.
НАШ ВАСЕК И ДРУГИЕ ЛЕТЧИКИ


Я не считаюсь участником Великой Отечественной войны и в графе участие в Великой Отечественной войне пишу: «Работал в центральном аппарате Министерства обороны, был в командировках». О некоторых эпизодах, боевой жизни летчиков 3-го гвардейского истребительного полка мне хотелось написать.

За период Курской битвы я часто бывал в этом полку и был отозван к месту службы спустя несколько дней после освобождения нашими войсками г. Харькова. Я видел, как наши соколы сражались на передовых линиях фронта, отдавая все свое умение, старание, мужество и храбрость, а некоторые отдали и свою жизнь за наше светлое будущее. О некоторых эпизодах мне хотелось написать.

На аэродроме в совхозе имени Сталина, около пос. Ивня, стояли два полка — 139-й и 3-й гвардейский.... Летчики 3-го гвардейского полка имели больше встреч в воздухе, чем их соседи из 139-го полка. Прекрасно сражались командир звена старший лейтенант Базанов, штурман полка капитан Галкин. Но однажды, когда капитан Галкин не вернулся с боевого задания, летчики тяжело переживали потерю товарища...

В полку был молодой комсомолец — летчик (фамилию его не помню). Звали его Вася. Иногда товарищи ласково называли его Васек. Он был очень спокойный, но в бою смелый, мужественный, отважный, и это ему всегда давало победу над врагом. Мне запомнились такие случаи, когда Вася дрался до победы, хотя его самолет был подбит. На подбитом, как мы говорили, на израненном самолете пришел на свой аэродром. При заходе на посадку Вася не мог выпустить шасси самолета и посадил машину на живот.

Оказалось, что в машине были перебиты трубопроводы, поврежден мотор, но он не бросил машину, а привел на свой аэродром. Товарищи его шутили: «Васек наш, мужик хозяйственный. Он, хотя и запчасти, не бросил, а с большим трудом привел на свой аэродром. Ведь они могут пригодиться для восстановления других машин». Через день Вася, выйдя со своим напарником из жаркого боя победителем, опять привел израненную машину на свой аэродром и при расчете на посадку выпустил шасси, но при касании земли колесами шасси сложились. Произошел трагический случай. Вася ударился головой о приборную доску и, не приходя в сознание, в течение суток скончался.

Так оборвалась молодая жизнь летчика-комсомольца, храбро сражавшегося против немецких фашистов за нашу священную Родину. В этом полку был летчик старший лейтенант Волков, который, несмотря на тяжелое ранение головы, повреждение лобной кости (она частично была удалена), мужественно летал и бил фашистов. На открытой голове Волкова было видно, как «пульсировал» мозг, а чтобы не чувствовать резких давлений с подъемом на высоту, ему в шлем спереди зашили специально стальную пластину. И, отправляясь в полет, он в шутку говорил: «Ну, где мой шлем с бронелобовой стенкой».

Я считаю, что о таких летчиках должны знать миллионы советских лю-дей и особенно наша молодежь, как они, не щадя своей жизни, сражались с заклятым врагом за нашу священную землю, за наш народ, за светлое будущее нашего народа...

На параде Победы в 1945 году, проходя по Красной площади, я видел, как бросали к подножию Мавзолея Ленина поверженные знамена немецкого фашизма, и вспоминал, что за эту победу отдали свои молодые жизни гвардейцы летчики-истребители на Курской битве.

Миронов И.И., офицер запаса,
Москва,
6 мая 1965 г.
Д. 49. Л. 55-56.


<< Назад Вперёд >>