ЗАЩИТИМ ЛЕНИНГРАД
ИСКУССТВО - ГЕРОИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК БЛОКАДЫ
Мария Григорьевна Петрова
|
Роль Вали Анощенко, смелой разведчицы, еще в радиоспектакле «Русские люди» исполняла Мария Григорьевна Петрова. В этом спектакле были заняты почти все актеры, оставшиеся в Ленинграде: М. Домашева, В. Стрешнева, Н. Чернявская, В. Ярмагаев, М. Павликов. Марию Петрову вместе с остальными работниками радиоцентра перевели на казарменное положение, и они пребывали в постоянной боевой готовности. Мария Григорьевна была назначена политруком «объекта», так стал называться Дом радио. В годы блокады она читала не только стихи и прозу, но и сводки Совинформбюро, письма на фронт.
Много испытаний пережили люди, работавшие в блокаду на радио. Трудные годы выпали на их долю, но они сделали радио самым массовым средством коммуникации и жизненно, первостепенно необходимым в осажденном городе. Перед микрофоном в Доме радио была сделана деревянная подставка - на нее опирались выступавшие по радио ослабевшие от голода поэты, писатели, дикторы. Среди них была и актриса Мария Григорьевна Петрова.
Мария Григорьевна Петрова родилась в Петербурге, в семье рабочего Путиловского завода. С раннего детства любила читать стихи и играть в спектаклях, и с гордостью заявляла своим братьям и сестрам, что будет известной актрисой. В 1924 году она поступила в Театральный институт, в мастерскую Л. С. Вивьена. По окончании института Мария Григорьевна начала свой творческий путь в Ленинградском театре юного зрителя, где сыграла множество замечательных ролей.
1 апреля 1934 года Мария Петрова была зачислена в штат сотрудников Ленинградского радио. Днем она выступала на радио, а вечером играла в спектаклях ТЮЗа. Когда началась Великая Отечественная война, актриса осталась в Ленинграде и продолжала работать на радио. Ее голос, интонации были как бы позывными города. Взрослые и дети включали радио на полную громкость и семьями, все вместе, слушали, как она читала. В годы войны учительница Андрианова писала: «Спасибо, что Вы говорите с нами, что Вы не уехали, это так важно, что мы слышим Ваш голос, знакомый нам по мирным дням. Не бросайте нас, будьте с нами!»
Поэзия в годы блокады была нужна не менее хлеба, Мария Григорьевна читала стихи А. Пушкина, К. Симонова, Н. Тихонова, Э. Багрицкого.
Сила духа и несгибаемость ленинградцев - главная тема всех произведений творческой интеллигенции блокадного Ленинграда. В них передана морально-нравственная атмосфера, готовность миллиона граждан к самоотречению ради того, чтобы город выстоял, чтобы его не сдали.
Заслуженное восхищение героизмом женщин, преклонение перед их куда более тяжким, чем для мужчины, ратным трудом, нравственная боль за их судьбу и побудили мастеров искусства посвятить им немало прекрасных произведений.
К теме матери многие художники в период войны обращались не случайно, ибо для большинства нераздельны были судьбы женщины-матери и матери-Родины. Защищая одну из них, человек защищал и другую.
И вот наконец блокада была прорвана. Из дневника художницы А. П. Остроумовой-Лебедевой: «Сегодня по радио сообщили приказ войскам Ленинградского фронта. Что после этого было! Все обнимались, целовались, кричали, плакали. Потом начался салют ленинградским войскам, освободившим Ленинград. Какое грандиозное зрелище мы пережили. 24 залпа из 324 орудий. Орудия стреляли с военных судов и с разных концов Ленинграда -орудия у Смольного, на Марсовом поле, на Дворцовой площади и во многих других местах. Это было в 8 часов вечера. Ночь была темная. Огненные фонтаны красных, зеленых, голубых и белых ракет высоко взлетали в небо. Кругом раздавались крики «ура» обезумевших от радости людей».
|